Брак в древней Иудее
Брак у иудеев в древности был одним из самых священных ритуалов. Романтические чувства и брак были тесно взаимосвязаны между собой. Примером тому могут служить библейская история любви Иакова и Рахили. Однако и сугубо материальный расчет играл важную, если не самую главную роль при выборе будущего супруга или супруги.
Обычно невесту или жениха для своих детей подбирали родители. Брачный договор мог быть заключен и при рождении ребенка. Тогда родившийся малыш уже имел свою нареченную или нареченного. При заключении брачного договора особое внимание обращалось на происхождение семьи будущего жениха или невесты. Порой молодые не видели друг друга вплоть до свадьбы или виделись только раз при заключении договора Бракосочетания.
Женатому мужчине позволялось брать в свой дом наложницу. Если его законная супруга не принесла ему детей, то отдавала в наложницы мужу свою рабыню. Сыновья, рожденные в такой связи, считались законными детьми жены.
По законам Иудеи невестка в случае бездетной кончины супруга сочеталась браком с деверем. Если последний такого желания не изъявлял, то женщина могла вступить в новый брак с любым другим мужчиной. А бывший родственник (деверь) мог быть подвергнут позору.
В древней Иудее также строго каралась измена. Уличенная в неверности женщина побивалась камнями.
Несмотря на уважение к женщинам и охрану их прав законом, в древней Иудее к ним относились неоднозначно. Согласно религиозным догмам того времени женщина считалась существом низшего порядка, презираемым за чувственность.
Брак в древнем Египте
Древние египтяне серьезно относились к браку. Фразы «построить дом» и «взять жену» были тождественны. Браки , в основном, заключались по расчету. Родители подбирали своему чаду подходящую невесту, господа таким же образом подыскивали подходящие пары своим слугам. Исходя из материальных соображений, в Египте допускался брак даже между близкими родственниками (например, между братьями и сестрами). Это позволяло сохранять родовое имущество. Но такая практика была не всегда и не везде. В древнеегипетской поэзии часто воспевается романтическая любовь. Понятия «брат» и «сестра» употребляются как «любимый» или «любимая».
Но также в древнеегипетской литературе женщина представлялась всегда копилкой пороков, мешком всевозможных хитростей. Прекрасная половина человечества изображалась как капризная, глупая, легкомысленная особа.
Женская измена в египетском обществе однозначно, каралась смертью. Мужская, напротив, вызывала снисхождение. Мужчинам официально разрешалось содержать в доме, помимо официальной жены, еще несколько наложниц для сексуальных утех.
Брак в древней Греции
Интересным с точки зрения семейных отношений являлся мир древней Греции. В те давние времена греческая цивилизация была разделена на два основных центра – Афины и Спарту. Различие законодательства и образа жизни в этих городах – государствах налагало отпечаток и к отношению их граждан к браку. Спарта – воинственная цивилизация, где все было подчинено законам войны. Брак в древней Спарте был достаточно свободным, даже по меркам сегодняшнего дня. Началу супружеских отношений предшествовал брачный ритуал — инсценировалось похищение невесты в дом будущего мужа. Однако, муж до тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, исполняя свой долг перед государством. Только по ночам ему удавалось посетить суженую. До шестидесяти лет муж- воин был обязан питаться вне семьи с другими солдатами. Столь странный подход к брачной жизни был обусловлен мнением спартанцев, что частый супружеский секс отнимает у мужчины силы, столь необходимые в ратном деле.
Однако вопрос деторождения и пополнения армии Спарты новыми войнами стоял довольно остро. Женщина, не имеющая детей от своего супруга, могла родить ребенка от другого мужчины. Соответственно и муж, супруга которого была бездетна, мог получить разрешение на близкие отношения с другой, чтобы та могла родить от него ребенка.
Справедливости ради нужно отметить, что женщина в Спарте была наделена достаточно большими правами. Спартанские мужчины – это, прежде всего войны, подолгу отсутствующие дома. И женщины, особо высших сословий, вынуждены были принимать активное участие в политической жизни государства. Некоторые из них имели по два мужа и жили на две семьи. Это давало женщинам возможность становится крупными землевладельцами.
В отличие от своих спартанских сестер, женщины в древних Афинах были значительно ограничены в своих правах. Статус брака в афинском обществе был невысок, женщинам отводилась роль роженицы и домохозяйки. Женщина была полностью зависима от своего мужа. В случае измены жены муж имел право убить свою неверную супругу.
В обществе древних Афин культивировалось общение с образованными, хорошо воспитанными, молодыми людьми, которые могли вести светские беседы и разделяли с мужчинами свое ложе. Считалось, что женщины неспособны к интеллектуальному общению и пригодны лишь к выполнению домашней работы. Даже семейная любовь зачастую высмеивалась древнегреческими поэтами и мыслителями. Показательным, с этой точки зрения, является изречение древнегреческого мыслителя V веке до н. э. Пифагора Самосского – «От мужчин берет начало порядок и свет, а от Женщин исходит хаос и тьма».
В древнем Риме брак считался опорой государству. В основном они заключались по расчету: для продления рода, объединения владений или составления политических альянсов. Такая тенденция была распространена среди богатых и знатных семей. Однако подобное могло происходить и в бедных слоях римского общества. Хотя там случались браки по любви. Жениха девочке начинали подбирать с рождения. То же самое касалось и мальчиков. Родители придирчиво отбирали свои чадам будущих супругов. Но, как полагал древнеримский мыслитель Сенека, отцы семейств пару для своих сыновей подбирали не всегда удачно, к вопросам выбора рабов или скота они подходили более внимательно. Зачастую о недостатках своей нареченной жених узнавал только на свадьбе.
Существовало несколько типов брака:
— Брак «cum manu» (с рукой) – вид брака, при котором девушка выходила из-под власти главы своей семьи, переходя под полный контроль мужа или главы его семьи.
— Брак «sine manu» (без руки) – это означало, что женщина, будучи замужем, оставалась под контролем отца или опекуна.
— фиктивный брак был распространен, особенно среди бедных мужчин, вступающих в брак за оплату. Такой союз давал возможность женщине законов о незамужестве или получить неограниченную свободу.
— заочный брак, когда женщина могла быть отведена в дом к своему мужу по его письму в его отсутствие.
— Конкубинат – вид брака, практиковавшийся в различных слоях римского общества, когда заключение обычного брака по различным причинам было невозможно. Например, он позволял женщинам из сенаторского сословия проживать с вольноотпущенными мужчинами (бывшими рабами), не теряя своих привилегий.
Супружеский секс или чувственная любовь не являлись обязательными в римском обществе. Считалось, что женщина может оказывать на мужчину сильное влияние. Поэтому дистанцирование от супруги считалось в Риме признаком моральной чистоты и мужской стойкости. Однако супружеская измена, особенно со стороны женщины не поощрялась. В некоторых случаях муж имел право убить свою супругу, уличенную в прелюбодеянии.
И все — таки, в отличие от афинского общества в древнем Риме к женщине относились более уважительно.