Косметика и парфюмерия при советской власти. Ч.1 20-30-е гг.

kosmetika12Разразившаяся в 60-е сексуальная революция и бурное развитие химической индустрии не могли не породить новые идеалы телесной красоты. На смену натуральной, естественной красоте приходила искусственная, «размалеванная» красота. Создавалась она с помощью косметики и пластической хирургии. Советская Россия, несмотря на то, что была отделена от остального мира плотным железным занавесом, так и не смогла избежать на себе влияния этих тенденций.

Косметика и парфюмерия в 20-е-30-е годы.
В сер.20-х г. официальная печать формировала отрицательные образы сильно накрашенных женщин. Так, журнал «Работница» в 1924 г. рассказывал о девушках одной из фабрик, которые приняли решение на одном из своих комсомольских собрании ни пудриться, ни мазаться. Аргументируя это тем, что, мол, лицо видите ли портится и что это нехорошо. «Как будто обман какой». Публицисты тех лет так же ратовали за естественную, а не подмалеванную красоту, «за красивое тело, за изящную фигуру». А в 1927 г. в «Работнице» прозвучали и крайние высказывания о том, что при повышении культурного уровня женщин косметика сама по себе ликвидируется.
kosmetika13В тот период духи, пудра, помада и т. д. рассматривались властью как элементы буржуазного и мещанского быта. Но, в реальной жизни, советские женщины продолжали пользоваться косметическими товарами. Несмотря на официальный аскетизм, власть тем не менее продолжала развивать производство косметики и парфюмерии в советской стране. Так, в 1922 г. была полностью восстановлена фабрика знаменитого французского парфюмера Брокара. Правда теперь она называлась Государственный мыльно-парфюмерный завод №5 «Новая заря». На ее этикетках наряду с названием продукции стояла аббревиатура «ТЭЖЭ-Трест «Жидкость». Как вспоминали современники, «под этим салотопленным названием кроются самые изящные продукты. Мыла всякие душистые в красивеньких бумажечках, духи в волнующих флакончиках, пудра — мечта, ну, словом, ну, словом, все такое, за что «жирно» платят».

kosmetika

Генрих (Анри) Брокар с женой Шарлоттой

БРОКАР И КОМПАНИЯ. Потомственный парфюмер Генрих(Анри) Брокар попал в Россию в 1861 году по приглашению своего дальнего родственника Константина Гике, у которого в Москве была собственная парфюмерная фабрика. Посулы месье Гике были весьма заманчивыми, поэтому Генрих, не долго думая, отправился в Москву. На деле все оказалось далеко не так радужно, как обещал ему Гике. Работать на фабрике ему пришлось простым технологом-лаборантом. Его преследовали бытовая неустроенность и полное отсутствие перспектив на поприще парфюмера. Но спустя три года, по совету своей жены Шарлотты, он наконец, решился открыть в Хамовниках и собственное дело. Так был положен первый  камень в создание знаменитой парфюмерной компании Брокаров. kosmetika2Начал Генрих Брокар с мыловарения. Это, как и предсказывала ему жена, стало для него настоящей «золотой жилой». А идея Шарлотты с оберткой вообще стала просто гениальной! Она набросала эскизы и вскоре на прилавках их магазинов появилось мыло в восхитительных обертках, на которых красовались цветы, очаровательные детишки и румяные красотки. А на пудре и помаде появились, радующие взор, этикетки. Объявления с картинками своей продукции они разместили в разных газетах. Это был ход конем. Благодаря смекалке Шарлотты Брокары заработали свои первые хорошие деньги. Наконец-то их дело сдвинулось с мертвой точки. Вскоре Брокары стали задумываться о приобретении своего собственного магазина. И в самом деле, зачем сдавать продукцию в чужие магазины, продавцы которых гонят ее втридорога. Гораздо выгоднее было бы свой собственный завести.

Магазин на ул. Никольской

Магазин на ул. Никольской

И в 1872 г. Брокары открыли магазин на одной из самых престижных московских улиц — на Никольской. Стены магазина были расписаны в модном тогда лубочном стиле.
Вскоре Брокары у Серпуховской заставы приобретают несколько домов, а правление «Паевого товарищества Брокар» размещают на Никольской. В 1881 году Брокар создает один из самых своих популярных весенних ароматов «Одеколон «Цветочный». Через месяц он уже шел нарасхват. В год одеколон разливали в миллион флаконов, и, все-равно, его на всех желающих не хватало. kosmetika5Спустя год на Всероссийской выставке «Цветочный» получил золотую медаль.
Вскоре семья приобретает магазин на Биржевой площади в Китай-городе. А в 1889 г. Брокар создает еще один свой знаменитый аромат «Персидская сирень», который в Париже получает Гран-при . Это был нонсенс! Тогда впервые самыми модными в мировой столице парфюма стали русские духи. А в 1900 г. Брокара ждал настоящий парфюмерный триумф! На Всемирной выставке в Париже Гран-при получает весь набор парфюма от Брокара. Французы наперебой начинают приглашать своего бывшего соотечественника к себе на работу. На что Генрих ответил: «Может помирать и приеду во Францию, но жить и работать буду только в России!» «Почему?»- удивились французы. «Чтоб Россию отмыть, мыла надо больше!» — отшучивался Брокар. kosmetika6Но в середине 1900-го года знаменитого парфюмера не стало. Дело полностью перешло в руки к его жене Шарлотте. Но даже после смерти фабрика не уронила марку своего великого создателя. В 1913 г. талантливый французский парфюмер Август Мишель, приглашенный на фабрику сыновьями Брокара, создает удивительный аромат. Когда его представили на суд императрице Александре Федоровне, она пришла в неописуемый восторг. И к 300-летию Династии Романовых фабрика Брокаров выпускает праздничный подарочный набор с романтическим названием — «Любимый букет императрицы», который состоял тогда из мыла, пудры и духов.
kosmetika7В основу знаменитых духов лег аромат изысканного букета из воска, который Генрих Брокар преподнес в 1873 г. юной дочери Александра II Марии во время ее приезда в Москву. Этот букет был ароматизирован эссенциями столь искусно, что Мария Александровна приняла искусственные фиалки, розы, нарциссы и ландыши за «живые» цветы. Великая княгиня достойно оценила подарок парфюмера и вскоре, благодаря ее протекции, он становится Поставщиком Императорского двора, а через год, и испанского Королевского двора.
kosmetika14После национализации фабрики Брокара большевики с удовольствием позаимствовали их изобретение, а аромат назвали «Красная Москва». Впоследствии эти духи стали признанным советским запахом, «ароматом советской эпохи». И мало кто знал тогда, кто является истинным создателем этого шедевра. В 1925 году духи «Красная Москва» были впервые представлены ГМПЗ «Новая заря» на Всероссийской хозяйственной выставке. Правда технология изготовления брокаровских духов немного изменилась, многие рецепты оказались безвозвратно утраченными. А в бывшем «Любимом букете императрицы» появилось больше горьких нот.
Знаменитая на весь мир «Империя Брокаров» после национализации большевиками вначале превратилась в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5, а в 1922 г., благодаря усилиям французского парфюмера Мишеля, в «Новую Зарю». Эта петербургская фабрика до сих пор функционирует и, используя бренд «Брокар и К», позиционирует себя как легендарную компанию, берущую свое начало с 1864 г.

kosmetika8В 20-е г., кроме «Красной Москвы», популярностью пользовалась пудра «Адон» и средства для уничтожения угрей с таким же названием. А также крем, мыло и пудра «Имша». Правда косметика тогда не отличалась высоким качеством. В состав многих из них входили вредные для здоровья соли ртути, бертолетова соль, анилиновые красители. И все-равно спрос на пудру, помаду и духи по мере стабилизации жизни возрастал.
В 30-е г. в социальной политике советской власти появляется новая тенденция, направленная на т.наз. культурность. Производство косметики и парфюмерии в эту пору заметно расширяется. Реконструируется ленинградская фабрика «Северное сияние».И к 1934 г. она уже имела возможность выпускать до 70 тыс. флаконов духов и одеколонов более ста наименований ежедневно. Фабрика пользовалась в самых разнообразных комбинациях синтетическими ароматическими средствами, а ее специалисты находились в непрерывном поиске все новых и новых вариантов комбинаций. «Работа фабрики показывает, — писала «Ленинградская правда», — что и в парфюмерном деле, в отсталой пока отрасли индустрии, большевики идут вперед».
kosmetika9К 1936 г. в стране Советов уже функционирует целых 36 отделений Треста «Жидкость» («ТЭЖЭ»)! Фабрика «Северное сияние» («Ленжэт») в 1940-м выпустила на рынок большое количество новой высококачественной парфюмерии: крем «Молодость», витаминизированный зубной эликсир, перламутровые лаки для ногтей, одеколоны «Симфония» и «Северная Пальмира», духи(одеколоны) «Жигули», «Новая заря», «XXIII годовщина Октября», пудру «Нега» и «XXIII годовщина Октября», а также сюрпризные подарочные коробки «Белая ночь», «Нега», «Эллада» и опять же «XXIII годовщина Октября». Сейчас трудно представить, каков был аромат у «XXIII годовщины Октября», но одно можно сказать точно, что выпускалась она и в женском и мужском варианте, и это уже можно было назвать началом парфюмерной индустрии. Возглавляла ее в 30-е г. жена наркома Молотова — Полина Семеновна Жемчужина (1897-1970).
kosmetika10Косметика и духи сер. 30-х стали составной частью сталинского гламура. В эти годы в стране организовываются и первые косметические кабинеты. Число их было ограничено, они были доступны лишь узкому кругу советской элиты. В конце 30-х популярные женские журналы стали писать о высоком значении косметики в жизни женщины. Так, например, в 1936 году в одной из статей «Работницы» рассказывалось об открытии в здании гостиницы «Москва» парфюмерного магазина, при котором начал работать косметический кабинет. Самой популярной процедурой в нем был маникюр, который сопровождался специальным массажем для рук. Ведущим специалистом кабинета была эмигрантка из Австрии. Ее удивляло, что в нашей стране есть женщины, которые считают постыдным ухаживать за своим лицом и телом. kosmetika11«Все, чем располагает культура, — говорила она корреспонденту «Работницы», — должно стать достоянием масс».В 1937 г. на государственном уровне было утверждено «Положение об Институте косметики и гигиены». Это учреждение занималось разработкой новых косметических средств, технологии устранения дефектов кожи, пропагандой ухода за кожей лица и тела среди населения. Но расцвет в области советского парфюмерного производства и косметологии начался только в сер. 50-х годов. Продолжение следует…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий