Смена политических систем после 1917 г. и полная перестройка общественной жизни людей «нового советского общества» не могли не сказаться на взаимоотношениях между мужчиной и женщиной: на таком прекрасном и романтическом чувстве как ЛЮБОВЬ и на СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. Спектр взглядов и настроений людей 20-30 годов тогда был широк — от привычно-патриархальных стандартов домостроя до радикальных лозунгов, призывающих к свободной любви, утопических проектов обобществления женщин и регламентации государства сексуальных контактов советских граждан. В этот период начинают формироваться новые нормы и ценности в сфере взаимоотношений, в вопросах любви и брака, в сфере семьи. Этот процесс сопровождался крайностями — «сверхреволюционеры» и феминистки типа А.Коллонтай пропагандировали свободную любовь, пуритане требовали отказа от половой жизни до брака и жесткого контроля государства за семейной жизнью. Свобода стучалась в дома советских людей, но приверженцы патриархальности и домостроя пока не желали сдавать своих позиций. Так, в сер. 20-х годов бывали случаи, когда председатели сельсоветов по собственному почину организовывали обследование девушек своих сел, чтобы удостовериться, что они девственны. Если девушка уличалась в нарушении целомудрия до брака, то начальник мог приговорить «провинившуюся» либо к штрафу, либо к принудительным работам, в т. ч. и к мытью полов в сельсовете. Иногда прокуратура вынуждена была вмешиваться в такие ситуации, чтобы остановить не в меру ретивых борцов за девичье целомудрие и правильное воспитание молодежи. Революционными теориями и радикальными идеями свободных отношений были заражены в основном жители больших городов, в провинциях и в деревнях очень долгое время было сильным влияние традиционной крестьянской морали, предполагавшей между полами строгое соблюдение внешних приличий, осуждавшей добрачные половые связи, а тем более раннюю внебрачную беременность девушек. Если в деревнях такие случаи и бывали, то они становились тут же предметом для обсуждения. А порой вызывали и серьезные бытовые конфликты, иногда приводящими к трагическому исходу. Наиболее известный инцидент с драматическим исходом, к расследованию которого потом была привлечена прокуратура, — это самоубийство четырех школьников на почве любви, произошедшее в мае 1936 г. в с. Акатуево. Согласно материалам следствия — семнадцатилетние комсомольцы Захаров и Матвиенко «дружили» с шестнадцатилетними пионерками Акундиновой и Чередовой. Но вскоре дружба каждой из пар переросла в сильные и страстные взаимные чувства. Об этом стало известно сначала в школе, а потом и во всем селе. Начались сплетни, пересуды, а потом началась настоящая травля молодых пар и со стороны одноклассников и со стороны взрослых. Ворота двора Чередовой измазывали дегтем, Акутдинову тоже высмеивали и позорили. Поначалу юные влюбленные старались противостоять внешнему давлению и морально поддерживали друг друга. Но когда молодые подростки оказались в ситуации, которую посчитали безвыходной (обе девочки оказались беременными), то они приняли решение совершить коллективное самоубийство. Ребята собрались в день Первомая в доме Матвиенко и написали каждый по прощальному письму своим родителям. Также они оставили и общее предсмертное письмо, в котором просили похоронить их всех вместе в одной могиле. Затем ребята отправились в лес и там Матвиенко сначала застрелил по очереди всех троих, а потом застрелился сам.
По факту самоубийства было возбуждено уголовное дело, было допрошено множество свидетелей. Эта трагедия тогда получила большой резонанс в стране, центральные органы власти настоятельно требовали самого наисерьезнейшего подхода к расследованию, и наказания виновников произошедшей драмы. В материалы дела были подшиты и рисунки и стихи и трогательные любовные записки погибших, свидетельствовавшие о сильных чувствах молодых людей друг к другу. К делу был приобщен и томик стихов Есенина. В ЦК ВЛКСМ были подробно проанализированы причины случившейся трагедии. После этого на местном краевом заседании ВЛКСМ констатировалось, что в школе не велось политмассовой работы, школьники были оторваны от общественной жизни, увлекались упадническими стихами Есенина и «мещанскими» альбомами о любви. Именно это стало для комсомольских функционеров поводом для обвинения самих участников трагедии в произошедшем, приписав им «буржуазное перерождение».
Во 2-й пол. 30-х г. в Советском государстве начинает складываться такая общественно-политическая атмосфера, в которой происходит ужесточение регламентации всех сфер жизни людей. Прежние идеи свободной любви «канули в лету», а любителям нестандартных отношений могло дорого обойтись их стремление выбиться из одобренных властью стандартов семейной и половой жизни. В стране восходящего тоталитаризма восторжествовало пуританское отношение к половым и семейным ценностям. Политика в области семьи в эти годы была нацелена на воспитание преданных государству тружеников и солдат, создание прочной семьи как звена единой системы. Настроение эпохи 30-х хорошо отразила знаменитая песня «наутилусов» конца 80-х. : «Скованные одной цепью, связанные одной цепью…» В сер. 30-х начинается активная борьба с организациями, способствующими нравственному разложению трудящихся. Так, например, в феврале 1936 года в Омской области (с. Уват) была выявлена контрреволюционная организация «Бл…ход», которая ранее просуществовала в селе более 3-х лет. По заключению следователей, целью этой организации было «разложение семейного быта, склонение женщин и девушек к половому сожительству, заражение их венерическими заболеваниями». Создал эту «потешную» организацию, шутки ради, новый агроном села Уват Велижанский. В организации был сформирован свой центральный комитет, в который входили сильные, здоровые, сексуально активные молодые мужчины в количестве 12 человек. В «Бл…ходе» был свой отдел хулиганов, отдел кутил, членам которых полагались «наряды на покрытие» девушек и женщин села Уват. Участники этой организации были арестованы в сентябре 1935 г. В ходе следствия они пытались выдать все за шутку, но следователи шутить были не намерены. В результате перед судом в качестве обвиняемых предстали 6 человек. Двое из наиболее активных получили 7 и 10 лет, остальные отделались менее длительными сроками.
Официально при сталинском социализме провозглашались принципы целомудрия в частной жизни. А на деле жестко-пуританские установки власти, дополненные распространенной в сер. 30-х г. патологической подозрительностью и страха слежки и доносительства, заставляли молодежь скрывать свои чувства от окружающих, особенно от своего начальства. Особенно аккуратными надо было быть во время переписки. Ведь оно в любой момент могло быть перехвачено бдительными перлюстраторами и отправлено в соответствующие инстанции. Молодежь тех лет четко понимала, что не существуют никакой тайны переписки, никакого права на неприкосновенность частной жизни и тому подобных буржуазных прав личности.
Страна тогда строила социализм, проводила множество реформ, коллективизацию, индустриализацию, поэтому, по мнению ее большевистских вождей, граждане должны были все силы и мысли отдавать созданию СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО, не особенно заботясь О НАСТОЯЩЕМ и уж тем более не разбазаривая свои силы и нервы на романтические любовные переживания и конфликты. Такая властная установка способствовала ужесточению партийного и комсомольского контроля за семейной и сексуальной жизнью своих подопечных. Личная жизнь людей стала превращаться в предмет публичного обсуждения. А разбирательство семейных и любовных дел на парткомах, профкомах и комитетах комсомола становится одним из направлений их работы. Мало-помалу в сознание советских людей внедрялось убеждение, что от социалистического коллектива у его членов не должно быть никаких тайн. Вся жизнь строителей коммунизма должна быть подчинена тем моральным требованиям, которые предъявляла к ним компартия. На самом деле происходило обратное, разрушалась автономия личности, отрицался сам принцип неприкосновенности сферы частной жизни. Вмешательство в личную жизнь начиналось с заявлений родственников и соседей в партийные и комсомольские комитеты, а завершала эту цепочку тайная слежка за личной жизнью со стороны правоохранительных органов. Но жизнь все-равно брала свое, и на фоне серых будней социализма, сопровождавшегося ухудшением уровня и качества жизни его строителей, люди по-прежнему влюблялись, писали друг другу любовные письма и сочиняли лирические стихи, создавали и разрушали чужие семьи. Любовные треугольники, отвергнутые чувства, нежелательные беременности, как и раньше, становились причиной душевных переживаний, а иногда и страшных трагедий.