Отношение к браку в средние века

srednevekovi-brakБрак в раннем средневековье (VII – XII вв.)
Большое влияние на семейные отношения в раннем средневековье оказывала церковь. Духовной основой брака являлся вечный союз Христа с церковью, что делало его нерасторжимым. Христос – глава церкви, муж – глава семьи. Основной целью брака определялось рождение и христианское воспитание детей. Если супруги не стремились к этому, то брак считался обычным блудом.
Женщина, как и древнем мире, оставалась бесправной, неся на своих плечах обязанности по соблюдению чести, скромности и ведению домашнего хозяйства.
Обычный донос давал повод убить свою супругу. Жену можно было проиграть или просто продать. Опозоренную девушку родственники отправляли в монастырь или предавали смерти.
К браку между крестьянами феодалы относились как к случке между домашними животными. Существовало право первой ночи, которым широко пользовались не только господа, но и духовники.
Большое влияние на брачные отношения оказало завоевание Римской империи племенами варваров в конце V века н.э., привнесших в семейную жизнь того общества свои традиции. В германских племенах признавался моногамный брак. К измене нетерпимо было как общество, так и местный закон. У франков, напротив, допускался полигамный брак. Общим у варваров было мнение, что брак нужен ради благополучия семьи.

srednevekovi-brak1Брак и семья в позднем средневековье (XII – XIV вв.)
Основой общественной жизни в средние века была семейная ячейка. В отличие от римского общества интересы семьи в этот период превалировали над общественными. Поэтому феодальный брак был более прочным. Чему активно способствовала христианская церковь, объявив институт брака священным.
Брак становится церковным таинством. Церковь полностью регламентировала процесс его подготовки, заключения и дальнейшей семейной жизни вплоть до интимной. Служители церкви строго следили за соблюдением нравственности в семье и обществе.
Но брачная церемония сохраняла и черты мирской церемонии. Свадебный пир говорил о социальном положении молодоженов, а также их родни. В некоторых городах Германии брачная церемония регламентировалась по времени и социальному статусу ее участников.
Церковь, объявляя брак таинством, относилась к нему только как способу продолжения рода, ставя целомудрие превыше семейных ценностей. srednevekovi-brak5Целибат (безбрачие) являлся обязательным для монахов и высших священников, а с XI века – для всех служителей христианской церкви. Что, впрочем, не касалось византийских клириков, оставлявших за собой право на семейные отношения. Оправдывая брак только для продолжения рода, церковь относилась отрицательно к применению противозачаточных средств, приравнивая это к колдовству и смертному греху человекоубийства.
Разводы категорически не признавались церковью. Однако, на практике они происходили довольно часто. Для этого было достаточно показать, что брак заключен с нарушением канонического права, например, показав, что муж и жена состоят в родстве.
Распределение и наследование имущества внутри средневековой семьи разнилось в разных частях Европы. Так в южной Франции оставались сильны римские традиции, когда отец единовластно распоряжался всем имуществом с правом передать его любому из своих детей. В центральной Франции семейное имущество считалось нераздельным и передавалось одному из сыновей. Дочери могло достаться лишь незначительное приданное к свадьбе. В Нормандии же отец не имел права распоряжаться имуществом, и оно доставалось в наследство его сыновьям, оставаясь собственностью рода.
srednevekovi-brak2Являясь основной средневекового общества, семья (малая семья – отец, мать и дети) входила в домашнюю общину, которая также включала и домашнюю челядь, а в городах в доме хозяина-мастера подмастерьев. Все они были объединены общей хозяйственной деятельностью и трапезным столом.
Также в то время существовали линьяжи – большие родственные сообщества, объединявшие кровных родственников, имевшие общие интересы, политические и имущественные. Зачастую внутри таких союзов царило жесткое соперничество, иногда выливавшееся в убийство. В линьяж также входили незаконнорожденные сыновья, признанные, но без права на равную долю имущества с законными наследниками. Но с 12 века такие союзы постепенно начинают терять свою актуальность, уступая место малым семьям.
srednevekovi-brak7Образование больших семей по типу линьяжей было распространено и среди городской знати – патрициата. Особенно это характерно для Генуи 12-13 веков. Большие семьи, состоящие из несколько поколений родственников, занимали целые кварталы со своими укреплениями и церквями. А в кварталах ремесленников и мелких торговцев большее преобладание было малых семей.
В средние века по церковным законам в бак вступали очень рано – жениху должно было исполнится четырнадцать лет, а невесте – двенадцать. Помолвка же могла свершится в еще более раннем возрасте. Подбор партнера был делом скорее родителей, исходящих из имущественных соображений или требованиями престижа.
Женщина в средневековья занимала неравноправное положение, как в семье, так и в обществе, закрепленное в каноническом праве.
srednevekovi-brak3За убийство мужа женщину предавали смерти, сжигая на костре, или живьем закапывая в землю.
Женщины также была ограничена в правах на родительское и земельное наследство. Они не могли стать священниками. Наследуя титул, не допускались к политической жизни. При замужестве дочь получала лишь скромное приданное, а ее незамужние сестры – незначительные средства для погребального обряда или внесения взноса для ухода в монастырь. Позднее к 12 веку жены и единственные дочери все же получили право наследования имущества своих мужей и родителей. Но сохранилось ограничение в возможности завещать его. Борьба за женщину в те темные времена была скорее борьбой за получение богатства и земли, нежели за любовь и чувства избранницы.
Девушки-сироты находились под властью феодального сеньора, и зачастую приносились в жертву политическим и имущественным устремлениям своего покровителя.
srednevekovi-brak4Наиболее свободно женщины в средние века чувствовали себя в среде аристократов и крестьян. В первом случае это могло быть связано с имущественными и титульными вопросами, во втором – делением наравне с мужчинами тяжелого крестьянского труда. А в среде городских торговцев и ремесленников женщинам уже не нашлось достойного места. И они прочнее оказались привязаны к дому, нежели представительницы знати и крестьянства. Подъем и развитие городов не принесли никаких заметных улучшений, а скорее напротив.
srednevekovi-brak6Таким образом, отношение к женщине и браку в средневековом обществе ограничивалось в основном лишь необходимостью продолжения рода и решением имущественных и титульных вопросов. Наиболее ярко это выражено в литературе 12-13веков, осмеивающей семейные устои, описывая ужасы и коварство женского кокетства. Раздражение вызывало пользование женщинами косметикой. Доставалось и женской образованности. «Сын мой, – наставляет Юрбэн Куртуа в XIII веке, – если ты собираешься жениться, не бери ни красивой жены, ни умеющей читать книги. Те и другие обманчивы».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий