«Блистательная» Гала и ее мужчины. Часть 1. Поль Элюар Гл.1

Гала в юности

Гала в юности

Эта удивительная женщина с «подводно-ореховыми» глазами навсегда останется для нас загадкой. Для ее второго мужа Сальвадора Дали она была тайной внутри тайны. И эта формулировка очень точно характеризовала их странную зависимость друг от друга. Свою семью Дали называл Святым семейством, где главными персонами были он и его любимая жена Гала. Именно ей он написал патетическое посвящение к «Дневнику одного гения»: …»Моей Градиве, Моей Елене Троянской, Моей святой Елене, Моей блистательной, как морская гладь, Гала Галатее безмятежной». Дали преклонялся только перед Галой и перед собой: «Самое главное на свете — это Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на третьем месте — все остальные». Сама Гала с течением лет стала неким загадочным, внушающим мистический страх существом, прорицательницей вроде одной из сивилл. Она с помощью карт умела предсказывать судьбу. А когда она начинала говорить о себе или своем прошлом, ее истории всегда менялись. Она постоянно пребывала в состоянии бесконечного придумывания самой себя. За долгие годы она рассказала о себе множество небылиц.
Однажды она сообщила своему приятелю Эдварду Джеймсу, что ее настоящим отцом, оказывается был киргизский цыган из Сибири, который вместе с ее братьями и с лошадьми жил в шатре возле Уральских гор. Он занимался поиском золота, вымывая его из отложений на берегах рек. «Она и семь ее братьев, бывало, многие месяцы не могли добыть ни крупинки золота, но потом им вдруг начинало здорово везти; например, они однажды натолкнулись на большой золотой самородок прямо в глубоком снегу». Она тогда сказала Джеймсу, что в такие удачные дни даже лошадям вместе с компанией золотоискателей доводилось хлебать шампанское.

Гала

Гала

Гала и Поль Элюар. Часть 1
Глава 1. Знакомство с поэтом Эженом Гринделем.

Родилась Гала (Елена Дмитириевна Деловина-Дьяконова) в холодной России, в г. Казани, в 1895 году. У нее была сестра Лида, которая была младше ее и два брата: Николай и Вадим. Когда Елена была еще маленькой, ее отец отправился на добычу золота в Сибирь и так в семью и не вернулся. И тогда ее мать сошлась с одним состоятельным адвокатом. Из всех четырех детей, только Елене удавалось сохранять хорошие отношения с ее отчимом-евреем.
Она получила неплохое образование, прошла университетский курс литературы в Смольном институте благородных девиц. Это была девушка с удивительно живыми, глубоко посаженными темными глазами, с решительным лицом, выдающим ее внутреннюю силу и волю, высокими скулами, тонким носом и аккуратным маленьким ртом, говорящим о скрытности. В выражении ее глаз можно было прочитать намек на вызов и неповиновение. Когда девушка подросла, у нее начались проблемы с отчимом и одним из братьев. По ее словам, они оба стали ее сексуально домогаться. Никто этого впоследствии так и не смог ни подтвердить, ни опровергнуть.
С детских лет у Гала было очень слабое здоровье. Когда ей исполнилось 17 лет (это было  где-то в 1912 г.), у нее обнаружили туберкулез. Тогда отчим с матерью решили отправить ее на лечение в санаторий, расположенным у самого подножья заснеженных Альп, в живописнейшем местечке Швейцарии — Клаваделе. Там у Гала происходит  встреча с  16- летним пареньком из Парижа, по имени Поль-Эжен Гриндель, который вскоре поменяет свою фамилию на фамилию матери, и станет называть себя просто — Поль Элюар ( Именно под этим именем мятежный поэт-сюрреалист Элюар останется в истории французской литературы). Это был очень ухоженный, высокий, узкоплечий, тонкокосный мальчик, одетый как настоящий франт: каждый день он носил галстук-бант, а по воскресеньям одевал костюм-двойку.

Поль-Эжен Элюар

Поль-Эжен Элюар

Уже тогда Поль-Эжен имел свободолюбивый бунтарский нрав и мечтал стать поэтом. У него были очень непростые отношения с отцом Клеманом Гринделем, богатым буржуа, владельцем строительной фирмы в Париже. Проблемы в отношениях с отцом возникли у него из-за непонимания: отец видел его своим преемником по бизнесу, а Элюар был поглощен  написанием стихов и чтением книг. Клеман Гриндель был настоящим «самородком», из своих братьев-работяг только он один  смог выбиться в «люди» и к 28 годам уже имел свое дело, которое приносило ему твердый и стабильный доход. Пристрастия его единственного и горячо любимого малыша Жежена ему были совершенно непонятны. Гриндель-старший искренне считал, что его потуги к творчеству – это путь в никуда. Поэтому терпеливо, но твердо, пытался отвадить своего сыночка от этого пути. Клеман и его семья жили будто в замкнутом пространстве, все чужое, незнакомое их настораживало и пугало. Девиз Гринделя-отца: «Мой мальчуган, моя жена и я! Все остальное – пустяки!»
В санаторий Эжена привезла его мать Жанна-Мария Гриндель. Сначала они побывали в труднодоступном швейцарском Скамфсе, которое им порекомендовал его отец, а потом, уже на другом конце Швейцарии, обнаружили замечательное местечко — Клавадель. Проблемы с легким у Поля были не очень серьезны: левое легкое было повреждено лишь частично, но все-равно, его жизнь, как и жизнь Гала, пока была под угрозой.
Отец и мать очень любили и баловали Эжена. Он ни в чем не знал отказа, ни в душевном родительском тепле, ни в деньгах, ни в книгах. Эжен тогда был очень жаден до книг. И родители покупали и отсылали их сыну, как он просил. С почтой Эжену в Клавадель приходили огромные посылки с поэтическими сборниками и романами.
В отличие от Гала, которая постоянно крестилась по поводу и без повода, Поль вырос в семье убежденных атеистов, поэтому с христианскими обычаями знаком не был. К учебе он также интереса не имел, поэтому не получил даже степени бакалавра.
Когда Эжену исполняется 16 лет, ( с сентября 1912 года) отец планирует занять сына
в своем агентстве. Но в августе Эжен неожиданно заболевает и его отправляют на лечение в Клавадель. Так он получает спасительную отсрочку от нежеланной для него работы. В Клаваделе он много читает и, когда приходит вдохновение, самозабвенно пишет стихи. Он живет в своем тесном, придуманном им мире, далекий от проблем, опекаемый любящей матерью и заботливым отцом Клеманом. Гала для него — как существо из другого мира, такого далекого, но в то же время такого желанного. Она для него уже почти женщина. Причем женщина экзотичная, яркая, соблазнительная. . Взгляд ее черных глубоких глаз притягивает и манит Эжена. Но его мать тщательно охраняет покой сына. Эта, приехавшая невесть откуда девица, путешествующая в одиночку по Европе, внушала ей одну мысль: опасность. В разговорах с сыном она пренебрежительно называет девушку «эта русская». Гала ей кажется легкомысленной, непредсказуемой, совершенно несносной девчонкой. Настроение ее может меняться в одно мгновение — то она безудержно хохочет, то рыдает. Или неожиданно впадает в состояние подавленности и тревоги. Сдержанную, не эмоциональную мадам Гриндель такое поведение «русской» мягко говоря удивляло. А ее резкие, нагловатые, манеры порой просто раздражали. Конечно, не о такой партии мечтала она для своего обожаемого сыночка. Гриндель желала бы видеть рядом с сыном скромную, простую и разумную девушку. А Гала непонятна, экспрессивна, да к тому же слишком много читает, для девушки это даже неприлично. Мадам Гриндель занимается домашними делами, шьет, вяжет и не тратит время на чтение книг, как «эта русская».
eluargala1У Эжена с Гала все началось с невинного флирта. Это было для них лучшим лекарством против сплина и монотонности жизни в клинике, полной несчастных умирающих людей. Сначала обмен репликами, потом, записочки, подбрасываемые под двери комнат, с нежными признаниями и приглашениями на свидание. И, наконец, беседы. Вскоре Эжен и Гала становятся неразлучны. Они часто отправляются на прогулки, дышат свежим искрящимся воздухом Альп, ходят на обеды и ужины, в столовой сидят за общим столом с его матерью мадам Гриндель. Эжен и Гала не сводят друг с друга влюбленных глаз, держатся за руки, пишут друг другу милые любовные записки, дурачатся и смеются. Они так счастливы, что нашли друг друга, что в конце своих посланий всегда добавляют: «Хи! Хи! Хи!». На их языке это означает — у нас очень хорошее настроение. Отдавшись новому, всепоглощающему чувству, они совсем забыли, что больны. Они обмениваются книгами, делятся впечатлениями о прочитанном, вместе ходят в библиотеку. Когда Эжен получает почтой книги, он тут же делится ими с Гала. Любимый писатель Гала — Достоевский, Эжена — Виктор Гюго. Вместе они будут читать стихи Уолта Уитмена и восхищаться Бодлером, откроют для себя новых авторов. Они будут лежать рядом друг с другом в мечтательной позе, а Эжен будет читать девушке свои стихи и поэмы, которые часто будет сочинять в ее присутствии. В Гала Эжен находит первую благодарную слушательницу своих произведений, первую страстную почитательницу его таланта. Гала верит в Элюара. Она с убежденностью говорит ему: «Вы станете великим поэтом». И, сама того не ведая, предсказывает ему его будущее. Эжен делится с ней своим призванием. Он хочет стать поэтом. Это противоречит планам его родителей. Он говорит ей о почитании «поэтов, умирающих от голода, но продолжающих совершенствовать свою мечту». Гала становится и его музой и его критиком.
Она смело говорит ему о том, что ей нравится, а что нет, что стоило бы подкорректировать или изменить. Черные глаза русской девушки настолько вдохновляют Эжена, что он находит в них «свет манящий» и «отблески старого золота». В первых его стихах Гала «неуловимая», «манящая», «властная», «презрительная»,»бесстрашная».. Русская девушка ему кажется загадочной, таинственной и опасной. Он полностью попадает под ее чары. Гала совсем не проста, будто создана из противоречий.  Легкомысленная, и в то же время страстная, упрямая, не склонная к промедлению, сомнению и дилеммам, но при этом такая восхитительно-желанная. Эжен замечает, что нрав «его русской» далеко не сахарный, но его это не смущает. Он страстно влюблен в Галу и готов принимать ее любой.
Он, наконец, выходит из повиновения своей матери, идет наперекор ее желаниям, перестает слушать ее советы. Несчастный Эжен с трудом балансирует между двумя этими женщинами: «старой» и «молодой». Об этом он потом напишет: «Молодая дала мне пощечину, старая меня отшлепала». В результате этой борьбы побеждает «молодая», а «старая», ненужная, оскорбленная, возвращается в Париж. Мадам Гриндель поражение воспринимает как трагедию. В санаторий она больше так и не вернулась.

Костюмированный бал в Клавадейле

Костюмированный бал в Клавадейле

Когда для пациентов санатория организовывается костюмированный бал («Скромный вторник») Эжен и Гала появляются на нем в виде братьев-близнецов Пьеро. У них одинаковый макияж, их лица усыпаны мукой, глаза обведены сурьмой, волосы убраны под одинаковые круглые колпаки. Кто из них настоящий? А кто двойник? Они производят на окружающих странное впечатление. Держась за руки, проходят вперед ровным шагом, как две белые тени. Отличает их друг от друга лишь одна деталь. В правой руке у Гала вырезанный из картона силуэт черной кошки, как символ власти оккультных сил. Кошка — самое любимое животное Галы. В древних легендах говорится, что кошка — таинственное ночное животное, обладающая даром предсказания. Эжен в восхищении
пишет о любимой:
Мой идеал с небес спустился,
И все мои стихи
Для звезд…в твоих глазах!

В декабре 1913 года выходит первый сборник стихов Элюара — «Первые стихи». Он издает эту книжицу за свои собственные деньги и подписывает — Поль-Эжен Грендель. С этого времени Гала начинает называть Эжена Полем. Вскоре опять на свои собственные средства Элюар публикует и второй свой сборник — «Диалоги бесполезных людей». «Бесполезные люди» — это он и Гала. Их диалоги — это четырнадцать стихов в прозе, которые были написаны в общении с Гала. «Вас буду целовать везде: вверху, внизу и в середине: и когда ты вздрогнешь от волнения, владельцем окажусь я кубка не испитого и припаду к нему я с наслажденьем», — пишет поэт, а Гала отвечает ему с издевкой: «Интерес двойной — как только дело будет сделано, я прогоню тебя!»

Никогда больше Гала не испытывала такого яркого, чистого, экзальтированного чувства, как к Полю, и уже много лет спустя, в минуты сплина она возвращалась мыслями в те времена или отправлялась в Швейцарию, в Альпы, чтобы, проводя время с молодыми лыжными инструкторами, воскресить эту чистую страсть тех первых дней своей любви с Эженом-Полем. Ведь это именно Поль придумал ей такое необычное имя — Гала (Праздничная), и именно под этим именем ее запомнят как фантастическую музу великих «сюрреалистов» — Дали, Макса Эрнста и Поля Элюара. И мало потом кто будет догадываться о том, что на самом деле эта загадочная, мистическая женщина была русской и звали ее просто — «Елена». Продолжение следует…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий

  1. Pingback: "Блистательная" Гала и ее мужчины. Часть 1. Поль Элюар. Гл. 2 | Маятник любви

Добавить комментарий