В шестом часу утра, 9 сентября 1827 г. родился второй сын императора Николая 1, великий князь Константин. Об этом возвестил гром орудийного салюта в Петропавловской крепости. В царской семье это был пятый, но такой долгожданный ребенок! После рождения наследника-первенца Александра во всей императорской фамилии в течение 9,5 лет не родилось ни одного мальчика. В семье за это время рождались только одни девочки.
После рождения второго сына императора был обнародован высочайший манифест, объявивший о рождении царского «сына, нареченного Константином, впредь ему надлежало именоваться «Его Императорским Высочеством». Новорожденный царевич был назначен шефом Грузинского гренадерского полка и зачислен в Измайловский полк. Крестили его почти месяц спустя в придворной церкви Зимнего дворца, которым являлся находившийся в Польше великий князь Константин Павлович. Обязанности крестного отца были исполнены старшим братом наследника Александром. Кормилицей Константина стала обычная крестьянка из Пулкова, а няней англичанка Mimi (Мария Васильевна Кассовская), которая вынянчила и наследника Александра, а позднее и младших братьев Константина Николая и Михаила. Тогда, по старой доброй традиции, все императорские дети до семилетнего возраста находились под присмотром нянь, все они, как правило, были англичанками.
Почти с рождения он был предназначен для морской службы. Когда Константин приблизился к четырехлетию, он получил почетное звание генерала-адмирала русского флота и был назначен шефом Гвардейского морского экипажа. Хотя, по его собственному признанию, высшее морское звание его мало обрадовало. Он ничего в этом не понял тогда, и никакого впечатления об этом не имел.
Через год отец берет цесаревичу воспитателя Фридриха (Федора) фон Литке, морского офицера, ученого-географа и мореплавателя. Константину как будущему адмиралу предстояло изучить все науки, связанные с флотом. А мама Александра подарила ему курточку Гвардейского экипажа. В семь лет власть нянек заканчивается и Константин полностью переходит в распоряжение воспитателя Литке. К тому времени цесаревич благодаря общению с Литке начинает проявлять большой интерес к истории и морским открытиям. «Несмотря на то, что Константин по характеру не был расположен к морской жизни, рассказы Фридриха о морских путешествиях восхищали его и будили в нем любовь к мореплаванию. Когда Косте исполняется 11 лет, Литке доверяет обязанность постоянно находиться подле цесаревича своему помощнику А.А. Озерову. А сам все свое внимание концентрирует на организации учебного процесса Константина. С семилетнего возраста цесаревич начинает изучать три языка: русский, английский и французский. Позднее к ним добавляется и немецкий язык. Также его учат чистописанию, арифметике, истории, географии и «танцеванию». В тот период времени у Константина неожиданно обнаруживаются способности к музыке и рисованию. Духовник царских сыновей В.Б. Базанов дает ему воскресные уроки Закона Божия. Историю, немецкий язык и литературу ему преподает А.Ф. Гримм, а русскую историю (с 1939 г.) — профессор И.П. Шульгин, также он дает ему уроки географии и статистики.
В семилетнем возрасте Константин был произведен в мичманы и у него начинается обучение морскому делу и период «ежегодных морских кампаний». Родители подарили сыну названную в его честь маленькую английскую яхту. Цесаревич курсировал на ней на протяжении лета 1935 года между Петергофом и Кронштадтом или плавал до берегов Финляндии. Уроки морского дела проходили на борту яхты, здесь он обедал и получал опыт морской жизни. 4 июля 1836 г. он вышел в море на фрегате «Беллона» под флагом контр-адмирала Литке в сопровождении отряда судов Балтийского флота. Один из фрегатов эскадры Литке был назван его именем. Посетив Ревель, Свеаборг и Гельсингфорс эскадра вернулась в Кронштадт 20 июля и в тот же день Николай 1 пожаловал сыну якорь на погоны.
Распорядок дня у цесаревича был четко распределен: три часа у него уходило на учебу, а оставшуюся часть времени на гимнастику.
Царские дети всегда были окружены необыкновенной роскошью и имели всевозможные привилегии, им довольно часто дарили ценные и дорогие подарки: картины, ювелирные украшения и другие редкие вещицы, в которых они мало что понимали. Они привыкали к тому, что их окружают ценные произведения искусства и считали их лишь частью интерьера, мебелью.Они не испытывали трепета при виде роскошных вещей, не чувствовали радости и благодарности, когда их засыпали дорогими подарками. «Я сделал наблюдение, — писал Литке, — что когда у них есть редкие и дорогостоящие игрушки, они с удовольствием хватают самые обычные, подобно Ахиллесу, хватающему свое оружие.»
Когда цесаревичу Константину исполнилось 8 лет, его начинают приучать вести личный дневник. Его наблюдения о жизни и окружающем мире были чрезвычайно проницательны. Самую первую запись в дневнике он сделал сразу после выхода с эскадрой Литке летом 1836 года: «Папа послал меня в море…Мама меня благословила и папа тоже. Мои братцы проводили меня до «Беллоны», а в 6 часов мы снялись с якорей. Тогда же весь флот, состоящий из 26 кораблей, снялся с якоря при совершенно противном ветре».
Обучение морскому делу длилось 3 года. Константин прошел через тернии «судьбы обычного кадета, он стоял на ночной вахте» и в дождь , и в шторм. И когда цесаревичу исполнилось 11 лет, отец решил проверить, каких высот достиг его сын в учении. В марте 1838 г. состоялись его первые экзамены. Император опасался провала сына, поэтому на прослушивание пригласил в основном только членов своего семейства. В глубине души он считал его настоящим шалопаем, способным только на проказы, не приученным к дисциплине и к получению систематических знаний. Но опасения отца были напрасны. Цесаревич, представ перед царской семьей, блестяще ответил на все вопросы. На экзамен по «систематическому курсу» пришел даже наставник наследника престола Александра, поэт В.А.Жуковский. Он задавал Константину беспрестанные вопросы, держа в постоянном напряжении, но цесаревич с честью выдержал проверку. Потрясенный знаниями сына, Николай 1 выразил воспитателю Литке свой восторг и благодарность, а по окончанию испытания щедро наградил наставников Константина. Литке торжествовал — «метода» его «выдержала испытание».
После блестящей сдачи экзаменов отношение отца к сыну заметно изменилось, он стал проявлять к нему больше родительского уважения и внимания.По свидетельству Литке, уже осенью 1838 года, он при встрече с Константином «расцеловал его как всегда с большой сердечностью и потом дал ему руку, но как не ребенку».
Очень интересной в царской семье была форма поощрения за обучение. «В награду за каждый хорошо выученный урок он получал гривенник. Эти деньги откладывались и посылались в Москву от имени неизвестного в пользу бедных».
Константин был очень непоседливым и упрямым ребенком. Нотации ему читать было бесполезно, он тогда начинал гримасничать и кривляться. Но несмотря на кажущуюся несерьезность, он был очень разумным и целеустремленным ребенком. Уже тогда ему приходили мысли о будущем предназначении. «Завтра мне 11 лет, — пишет он 8 сентября 1838 г..- Начинается 2-й десяток лет и служба, через 5 лет присяга! Я…старался не терять, а с пользою употреблять время, потому что 5 лет скоро проходит. «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Эту истину я всегда должен иметь в голове».
Спустя три года прошли новые экзамены, которые вновь закончились для цесаревича успехом. После их окончания царь горячо поблагодарил Литке; «…Я и ожидал, что экзамен будет хорош, но никак не ожидал такого». А ответ Константина на экзамене по русскому языку произвел настоящий фурор. Когда же зашла речь о Галицком княжестве периода раздробленности, царь не удержался от признания в своем намерении завершить воссоединение с Россией всех славянских земель, которые когда-то входили в состав Древнерусского государства. Государь тогда сказал: «…Галиция — коренная Русская земля, а принадлежит австрийцам. И эта земля должна быть опять к нам присоединена, если не при мне, то при нем (указывая на Сашу), а если и не при нем, то при его детях».
Несмотря на то, что морские кампании юного цесаревича не выходили за пределы внутренних вод Балтийского моря, Литке стремился сделать так, чтобы эти учения приносили подопечному реальную пользу, а не превращались в безмятежную прогулку по морю. Цесаревичу, наравне с другими гардемаринами, довелось переносить любую непогоду: и шквальный ветер, и сильный шторм. Литке заставлял Константина выстаивать поначалу двухчасовые, а через год (ему тогда было всего 13 лет) четырехчасовые «настоящие гардемаринские вахты», будучи «в одной кадетской школе».
Летом 1841 г. 14-летний отрок отправляется в свое первое большое морское путешествие на фрегате Аврора» под флагом контр-адмирала Литке. Он посещает Данию и Голландию. Туда он отправляется по велению отца не великим князем, а «гардемарином Романовым»(*»инкогнито»). Литке строго настрого было приказано не делать для цесаревича никаких исключений и подчинить его строгой морской дисциплине. Литке четко выполнил наказ императора. В Голландии цесаревичу и его воспитателю была оказана честь проживать в королевском дворце у его родной тетки, королеве Анны. Посещение Голландии произвело на Константина неизгладимое впечатление. В Саардаме ему удалось даже посетить домик Петра Великого. 23 июля Константин вернулся обратно в Кронштадт.
К сороковым годам Константин становится фактически самым старшим ребенком в царской семье. Он тогда достиг подросткового возраста. Его старший брат Александр и сестры уже выросли. Все свое свободное время он проводил со своими младшими братьями Николаем и Михаилом. Больше всего они любили играть в войну, которая у них называлась «казаки и чеченцы». В играх участвовали дети разных титулованных особ, чувствовали они себя раскованно, порядочно-таки друг друга тузили, «невзирая ни на какие титулы и ранги». А когда в игру вступал цесаревич Константин, то «игра принимала такой боевой характер, что раз государь, незаметно подошедший к воюющим , строго взыскал с великого князя «казака» за за слишком крутую расправу с расплакавшимся малышом «черкесом». Младшие Николай и Михаил часто ссорились и тогда Константин частенько поколачивал своих маленьких «братцев», иногда испытывая угрызения совести по поводу собственного поведения. На страницах дневника встречаются наставления самому себе (10 сентября 1938 г.); «Сегодня я имею привычку очень грубо обращаться с братцами и сегодня два раза заставил Мишу плакать и за то был оштрафован. Мне должно помнить, что они гораздо меньше и слабее меня, и обращаться с ними осторожно». Вероятно наставления были написаны под диктовку Литке.
Для Константина старший брат Александр, наследник престола (будущий царь Александр II), был настоящим образцом для подражания. У него был сдержанный характер, он мастерски умел владеть собой. «…Лучшего подлинника, каким я хочу быть, я не знаю, кроме Саши», — признавался Константин своему воспитателю.
Из 6 сестер, ближе всех Константину была Адини (Александра). Она была на 2 года старше него. Очень искренняя, открытая, веселая, жизнерадостная девочка, но в то же время очень набожная и религиозная. Адини поддерживала в брате стремление «лучше учиться и вести себя». Она очень хорошо влияла на брата, в 14-15 лет он менялся будто на глазах. Становился более сдержан, спокоен. Литке с чувством радости и удовлетворения замечает перемены в своем воспитаннике: «Мне кажется. что рассудок начинает в нем помаленьку оперяться… Со стороны нрава также будто заметен некоторый перелом…»
Константин по натуре был интровертом, Литке так до конца и не смог понять ту «жестокость и холодность», которую Константин проявлял по отношению к окружающим, такое свойство его натуры порой
повергала воспитателя в отчаяние. Живя в мире бесконечных церемоний и придворных манер, Константин не мог найти человека, которому ему хотелось бы доверить свои сокровенные мысли и чувства. Цесаревич с большим трудом повиновался приказаниям наставников, а угроза наказания только распаляла его горячий нрав. Очень положительно влиял на Константина поэт Жуковский. Они очень часто беседовали, Жуковский часто бывал на его уроках, вел с ним переписку. В 13 лет в Константине стало проявляться стремление к самосовершенствованию. Жуковский советовал ему не торопиться и начать с «малого». Через год он ему уже советовал переменить старые привычки и начать по-новому жить. Он его наставлял «Вы стоите на виду и Вас уже судят, судят строго…Пора! Великий князь, дорожите минутами и часами, из них творятся годы: а Ваши годы должны быть радостью Русского народа…»
Когда Константину исполняется 15 лет отец с радостью замечает произошедшие в нем перемены — он становится более вдумчивым и старательным. «Вот тебе и 15 лет!, — пишет отец. — Шутка ли это! Скоро и на службу пора, а еще сколько надо узнать, выучиться и передумать; смотри, помни это, и прибавь старание и послушание, чтоб не осрамиться».
Уже после вторых экзаменов цесаревич стал изучать историю русской, английской и французской литературы, физику, химию и астрономию. Особенно любил заниматься гальванопластикой и химией. Он имел свою лабораторию и часто там работал.
Очень сильное влияние на Константина оказало полученное им религиозное воспитание. Личный духовник царской семьи В.Б. Бажанов был для него большим авторитетом. Цесаревич очень ревностно готовился к таинствам исповеди и святого причастия, вот что он пишет в своем дневнике в марте 1838 г.: «Сегодня для меня важный день, ибо я исповедую перед Богом мои грехи». Вся царская семья была очень набожна и религиозна, и Константин, как и другие члены его семейства много времени и по утрам и по вечерам посвящал молитвам. В тот период времени он приходит к осознанию своей высшей человеческой ответственности — ответственности перед Богом за совершенные деяния.
В марте 1844 г. Константин сдавал свои последние экзамены. Отец пригласил тогда «в свидетели и судьи» некоторых морских,военных и государственных сановников. В течение трех недель цесаревичу пришлось выдержать 14 экзаменов. Успех, сопутствовавший царевичу на этот раз, затмил собой все прежние. «Довольно сказать,что все присутствующие были изумлены, а Государь чрезвычайно доволен», — сообщал Литке. Блестящая сдача экзаменов цесаревича вызвала в великосветском обществе большой резонанс и чествование царевича. Это было не случайно. В царском семействе очень редко встречались личности, способные усвоить соответствующий их рангу такой объем знаний. В основном великие князья в учебе видели лишь неприятную повинность, предпочитая проводить время в праздном безделии и неге. В Константине же с огромной силой проявилась тяга к самообразованию, что его ближайшему окружению казалось странным. Он только и слышал о себе слова: «Костя все с книжками, Костя скучен, Костя педант».
После сдачи последних экзаменов отец сказал ему, что очень им доволен, но теперь настал момент для того, чтобы эти знания научиться употреблять с практической пользой. Николай 1 считал, что теоретических знаний сын получил достаточно и теперь ему следует обучаться морскому делу. Литке всегда отдавал предпочтение морскому воспитанию своего подопечного. В этом вопросе он расходился с точкой зрения Жуковского, который считал, что Костю надо воспитывать, прежде всего, в качестве «ПРИНЦА». «Чем же он будет? — возражал Литке. — Неужто всем понемножку и в одинаковой степени? Но это значило бы быть ничем». В результате решения императора прекратить дальнейшее обучение сына, общее образование Константина осталось незавершенным. Для воспитателя Литке это стало горьким разочарованием. «Таким образом, здание, над сооружением которого мы трудились столько лет, оставлено неоконченным…» Образование цесаревича осталось отрывочным, не приведенным в систему. В дальнейшем это ему повредило.
Весной 1844 г. цесаревич совершает поездку в Архангельск. А оттуда через северные моря отправляется в Кронштадт на новом корабле «Ингерманланд». В Архангельске он узнает о тяжелой болезни
любимой сестры Адини, которая тогда уже была замужем за принцем Гессенским. Это была чахотка. В то время — это был приговор. Костя был буквально раздавлен известием. Он решает отправится на шхуне в Соловецкий монастырь. Там он проводит около недели в беспрестанных молитвах. Перед отбытием в Кронштадт он воздвиг в память о своем пребывании крест, который монахи поручились хранить. Приехав в Кронштадт за рекордно короткий срок — ровно через месяц — он приезжает в Царское Село повидать умирающую сестру. Адини скончалась 29 июля. Цесаревич очень тяжело пережил ее смерть. Даже после смерти она осталась его другом и «ангелом-хранителем, к которому в дни горести и радости он прибегал с молитвою». В августе 1844г. 17-летний Константин получает чин капитана 2 ранга и назначается командиром брига «Улисс». на этом корабле он потом несколько раз выходил в море. Наряду с морским учением он постигал и азы военных наук. С 1835 г. он ежегодно участвовал в летних военных маневрах в Красном Селе под Петергофом и последовательно получал сухопутные и морские чины. Большее предпочтение Цесаревич отдавал не морскому учению, а военному делу. Это очень огорчало Литке. Его увлекал нарядный блеск мундиров и красочность учебных баталий.А военные будни в Красном Селе навевали ему романтические чувства. В мае 1945 года цесаревич отправляется в длительное путешествие по южным губерниям России, а затем на пароходе «Бессарабия» отправляется в Константинополь. С этой поездки в Турцию начинается его новая, уже взрослая жизнь… В 20 лет Константин становится конр-адмиралом, 9 сентября 1853 году, в день своего рождения, в 26 лет, -адмиралом, затем главой военно-морского ведомства, а с 1865 года — председателем Государственного Совета. Карьера его завершилась в возрасте 53 лет после неожиданной смерти старшего брата Александа II, погибшего 1 марта 1881 года от руки террориста. Новый император Александр III, родной племянник Константина, своего «крутого» дядюшку «мягко говоря» не любил. На следующий день после смерти отца «косолапый Сашка» приказал великому князю уйти со всех постов и спешно покинуть Петербург. Противодействовать распоряжениям царя было было бессмысленно, карьера аристократа-либерала Константина Николаевича была закончена. Скончался великий князь в своем имении в Павловске 13 января 1892 году, незадолго до смерти племянника Александра.