Глава 5. Любовь «де-труа» — Макс Эрнст, Гала и Поль
Брак с Элюаром не смог изменить натуры Гала, ее погруженности в себя и склонности к мрачному настроению. Она жила в постоянном состоянии неопределенности. Она тогда не знала ни того, кто она, ни того, кем хотела бы стать. Поэтому она злилась на весь мир, погружаясь еще сильнее в меланхолию. Она не любила будничных домашних дел, это наводило на нее тоску и становилось причиной ее мигреней. Ненавидела походы в магазины, кухню и домашнее хозяйство. Все это она с удовольствием доверила своей свекрови. Не намного больше она любила и общение со своей дочерью Сесиль. Заботы по кормлению, прогулкам, играм и убаюкиванием малышки ложатся на плечи мадам Гриндель.
День у Гала превращается в ожидание мужа с работы. Она не знает чем без него себя занять. Домашние, будучи уверенными, что у нее хрупкое здоровье, ее особо не дергают, не беспокоят. Она вольна делать все что хочет и когда хочет. То, ссылаясь на мигрень или боль в животе, валяется постели, то читает, то перешивает наряды или слоняется по магазинам подержанных вещей, чтобы найти себе какую-нибудь очередную оригинальную вещицу. Она мается от безделья, говорит, что УМИРАЕТ СО СКУКИ. И это так и есть, она не лжет. Эти слова выражают ее истинное внутреннее состояние. Гала буквально задыхается в замкнутом пространстве домашнего очага.
Появление в жизни семейства Элюаров Макса Эрнста будто расцвечивает их отношения свежими красками, вливает свежую кровь. Их жизнь сразу становится насыщенной, яркой, интересной. За период с 1920- по 1922 Элюары наносят семье Эрнстов множество визитов. А роман Макса и Гала развивается с молчаливого согласия самого Поля Элюара, которому очень нравится групповой секс. В сексуальных отношениях он предпочитает треугольник, который включал бы еще одного мужчину. Гала тоже нравятся такие игры. Отношения «де-труа» эту семейную пару потом настолько увлекут, что они не раз будут высматривать себе какую-нибудь жертву — художника или поэта, который бы их обоих восхищал. Притягательная мрачная сексуальность Гала и ее полувосточные мистические глаза будут часто привлекать к этой паре немало сюрреалистов.
Летом 1922 года семейные пары Эрнстов и Элюаров вместе с другими дадаистами отправляются в отпуск в Тироль. Там Макс совершенно открыто делил комнату с Полем и Гала, а потом с шумом и визгом резвился с ней в озере вместе с Полем. Жену Макса поселили в комнате по-соседству. Дадаистов мало чем можно было удивить, но тогда даже они были шокированы их поведением, считая, что спровоцировала сексуальную разнузданность «трио» именно Гала. Хотя Тристан Тцара позже признал, что именно Поль был инициатором поиска сексуальных партнеров для своей жены из друзей, так как сам безумно любил секс втроем в качестве участника и наблюдателя.
В 1922 году Макс решается переехать в Париж. Но в Германии ему неожиданно отказывают в визе. И тогда отчаянный Поль провозит его по своему документу.
Макс устраивается работать в журнал «Литература», ему поручают рисование обложек. Но так как Макс — незаконный иммигрант, у него возникают проблемы с проживанием. И тогда Элюар предлагает ему переехать к нему в Сен-Брис, а через полтора года на виллу в Обонн, где Поль живет с Гала и дочерью Сесиль. В Обонне Эрнст начинает жить с ними под одной крышей, «в муках, причиняемых любовью и дружбой». Поль называет Эрнста братом и «вторым «Я». Гала постоянно позирует ему и делит с ним свое семейное ложе. За время «дружбы-любви-де-труа» Элюар с Максом выпускают сборник совместно написанных странных стихов «Несчастья бессмертных». Это еще больше скрепляет их дружбу.
Поль в течение недели трудится на фирме у своего отца, а по выходным принимает своих друзей-сюрреалистов. На этих творческих вечеринках блистает Гала. Она, как мистическая принцесса, одетая в длинные просторные шелковые балахоны, бродит между ними, и, пронзая своим пристальным взглядом ясновидческих глаз, С ПОМОЩЬЮ КАРТ ПРЕДСКАЗЫВАЕТ ИМ СУДЬБУ.
Гала всегда любила быть непохожей, оригинальной, всегда хотела выделиться из толпы. Это проявлялось и в ее немыслимых фантастических нарядах, и в разнузданной вызывающей сексуальности, и в ее страсти к бунтарству и эпатажности.
Пока Элюары строили свои сюрреалистические трио и четырехугольники, бедная Сесиль была предоставлена сама себе, до нее не было дела ни ее отцу, ни матери. Родители были поглощены только своим творчеством и сексуальными авантюрами. В конце концов девочку предоставили заботам бабушки, мадам Гриндель. В будущем в жизни Сесиль так ничего и не поменяется. Поль всегда будет дистанцироваться от нее, а Гала, вообще, игнорировать..
Спустя 2 года отношения «де-труа» Элюара начинают раздражать. Гала с удовольствием позирует Максу, восхищается его картинами, как когда-то, в Клавадейле, восхищалась и его, Поля, творчеством в их первые дни любви. «Кукольный домик» Элюаров в Обонне незаметно превращается в художественную мастерскую Макса. Он развешивает свои картины в гостиной, в столовой и даже в супружеской спальне Элюаров, а заодно и разрисовывает фресками стены их дома. «В столовой, например, — вспоминала потом Сесиль, — висела обнаженная женщина с раскрытыми внутренностями, представленными в очень ярких, броских цветах». Малышке тогда было всего 8 лет и эти странные изображения заставляли ее очень сильно пугаться.
Полю нечем дышать, Макса в доме становится слишком много, он чувствует себя ненужным,одиноким. Поль понимает, что наступило время, когда надо выбирать — либо Гала, либо Макс. Но раздираемый любовью и дружбой, он не в силах отказаться ни от одного, ни от другого. Отношения трио заходят в тупик. У Гала начинаются нервные срывы, приступы раздражения и злости, она с завидной регулярностью начинает провоцировать скандалы. И все потому, что она ,как и Поль, не может сделать выбора. А ведь это он сам когда-то уговорил ее попробовать «втроем» и в результате сделал свою любимую женщину заложницей ситуации, из которой выход один — кто-то из них должен уйти. Поль страдает, Полю хочется или покончить с жизнью или сбежать.
И тогда, в марте 1924 года Поль принимает решение принести в жертву себя . Не говоря ни слова ни Максу ни Гала, он отправляется в путешествие в полном одиночестве. Гала тут же делает ответный шаг — уезжает с Максом на его родину в Германию. Испугавшись, что может потерять жену навсегда, Элюар умоляет ее присединиться к нему. И тогда Гала с Эрнстом из Германии отправляются к Элюару в Индокитай. Там их трио вновь воссоединяется (они снимают номер в местном отеле Сайгона). Но судорожные попытки сохранить их долгий союз окажутся тщетными. В Сайгоне их трио распадется уже навсегда. Эту индокитайскую прогулку Поль позже назовет «идиотским путешествием». Макс удалится в одиночестве, а супруги вновь воссоединятся. Но ненадого. Расставание с Максом фактически станет прологом разрыва супругов.
Эрнст, продлив свое путешествие еще на две недели, вернется в Париж, снимет себе мастерскую на Монмартре и быстро найдет Гала замену. Но, несмотря на разрыв сексуальных отношений с с четой Элюаров, у Гала не хватит сил сразу порвать с Максом. В течение еще пары лет они будут иногда встречаться и вести переписку. Их отношения закончатся вместе с его женитьбой в 1927 году на на 22- летней Мари-Берт Оранш, с которой он познакомится еще осенью 1925 года. А Элюар, как и прежде, будет продолжать материально поддерживать Эрнста, покупая его картины.
Поль и Гала в сентябре 1924 года вернутся в свой дом в Обонн уже без Макса. В этот период у Гала появится острая потребность чем-то заполнить в своем сердце пустоту и она все свое внимание переключит на художников-«сюрреалистов», и. «заделавшись» иссупленной почитательницей их талантов, начнет активно посещать их творческие тусовки.
Андре Тириньон помнил ее в это время как элеганто одетую и надменную участницу сюрреалистических тусовок, организуемых Бретоном. Интерес у нее вызывали только яркие, талантливые, «эффективные в реальном мире художники». Она не терпела посредственности. Да, личных талантов в искусстве Гала, конечно, не имела. Но она, как вспоминал Бретон,»была в состоянии вдохновлять страсти и разжигать творческие силы столь разных мужчин, как Эрнст, Элюар и Дали». Притом эта женщина была поистине алчной и корыстолюбивой. Она прекрасно понимала, что Поль Элюар, хоть и талантливый поэт, но вряд ли он когда-то сможет содержать ее в роскоши, которой она всегда так страстно желала (К этому времени ее тяга к роскоши уже начинает носить оттенок патологии, зависимости от нее). Гала осознает, что сама она вряд ли на «что-то» способна. Значит ей следует бросить Поля и искать «кого-то» еще, кто «все это» ей сможет дать. Пока она еще молода, пока она еще соблазнительна и желанна. И этим спасительным «кто-то» для нее вскоре станет 20-летний испанский художник из Кадакеса — Сальвадор Дали. Продолжение следует…..