Отношение к семье и браку в советское время. Часть 2

svadba50-6

Предыдущая часть

Часть 2. Советский брак 1950-х — начала 60-х гг

Через несколько месяцев после смерти Сталина в сфере брачно-семейных отношений происходит некоторая демократизация. В октябре 1953 годя власти отменяют запрет на браки с иностранцами. И в начале следующего года выходит Указ, согласно которому неоформленные браки советских граждан с иностранцами могут теперь регистрироваться на общих основаниях. ЗАГСы в этот период тоже получили послабления. С 1957 года они вышли из подчинения МВД и были отданы в ведение к местным советам. В структурах исполкомов появился новый сектор – ЗАГС.
С 1958 года начинает меняться распорядок работы ЗАГСов. В первую половину дня они выдавали документы по поводу браков и смертей, а со второй половины дня и до вечера (кроме среды) проводили регистрацию брака и выдавали свидетельства о рождении. Этот факт являлся свидетельством гуманизации советских брачных церемоний.
И, если ранее ЗАГСы располагались в зданиях местных райотделов милиции, то теперь они начинают потихоньку перебираться в собственные отдельные помещения.
Уровень профессиональной квалификации работников ЗАГСа также стал более высок. Если ранее на работу делопроизводителей набирались люди с неполным средним или начальным образованием, то теперь ЗАГСы старались укомплектовывать контингентом сотрудников, имеющих полное среднее образование.

Первый Дворец бракосочетаний (Ленинград, Английская  набережная, 28)

Первый Дворец бракосочетаний (Ленинград, Английская набережная, 28)

В конце 50-х власти стали задумываться о создании Дворцов бракосочетаний. И 1 ноября 1959 года в Ленинграде в доме на Английской набережной было открыто городского бюро ЗАГС, вошедшего в историю страны как первый Дворец бракосочетания. Этот великокняжеский дворец, построенный еще в 1730 –х годах, до советской национализации сменил немало владельцев. Последним его частным владельцем был великий князь Андрей Владимирович Романов, ставший впоследствии мужем знаменитой балерины Матильды Кшесинской. А в 1963 году на улице Фурштадской, в бывшем особняке промышленника Вагутина , был открыт и второй Дворец бракосочетаний

Второй Дворец Бракосочетаний (Ленинград, в сов. эпоху -  ул. Лаврова , в наше время - ул.Фурштадская ,52

Второй Дворец бракосочетаний (Ленинград, в сов. эпоху — ул. Лаврова , в наше время — ул.Фурштадская ,52

В Москве первый Дворец бракосочетаний появился не так скоро, только в 1961 году. Также в столице с конца 59 г. большую популярность имели и массовые выездные брачные церемонии. Бывали случаи, когда в таких церемониях регистрировали одновременно до 80 пар брачующихся.
Постепенно, год за годом, « дворцы счастья» начинают появляться по всей стране. И это не случайно. Уже к середине 50-х годов, в период увеличения показателей брачности населения, возросло стремление людей торжественно и празднично отмечать начало семейной жизни. Население страны явно устало от казенности в ЗАГСах.
В первые же годы «оттепели» у советских женщин появляется интерес к свадебным платьям и к атрибутике, присущей этому знаковому действу. Этот факт был зафиксирован журналами мод того периода. Журналы начинают предлагать самые разнообразные фасоны свадебных платьев, без ограничений в цвете и фактуры ткани. Особенно необычны были наряды невест 60-х, их отличала особая легкость и задор.
svadba50-4Только деревенские свадьбы даже в середине 1950-х продолжали сохранять привычные народные черты, с соблюдением национальных, а зачастую и религиозных традиций.
В фильмах ранней хрущевской эпохи можно увидеть пышные советские свадебные торжества, проходившие в деревнях, с соблюдением старых обычаев и ритуалов: встреча жениха и невесты с хлебом солью и т.д. Сцена большого и праздничного деревенского свадебного гулянья есть и в кулиджановском фильме «Отчий дом» (1959), со всеми его атрибутами – белым платьем, цветами в волосах и т.д. Невесту в этой картине блестяще сыграла Люсьена Овчинникова.

"Дело было в Пенькове" (1957)

«Дело было в Пенькове» (1957)

Еще ярче изображена деревенская свадьба в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове»(1957), снятого по повести С.Антонова. Режиссеру удалось с невероятной точностью воспроизвести описание свадебного обряда, приведенного писателем. Антонов не только подробно зафиксировал сам брачный ритуал, но еще сумел с особой тонкостью передать ощущения городской девушки Тони, впервые попавшей на такое торжество. Она обратила внимание на то, что согласно обычаю жених и невеста во время застолья не притронулись ни к еде и не к напиткам, а когда им кричали «горько», лишь «безжизненно притрагивались друг к другу губами», а невесту, согласно традиции, дружка три раза водил переодеваться в новое платье. Этот старый архаичный обряд казался бывшей горожанке Тоне исполненным особого, высокого значения, гораздо более осмысленным и возвышенным, чем обряд гражданского городского бракосочетания, который проходил в те времена гораздо сдержаннее и скромнее. svadba50В качестве иллюстрации сдержанности городских свадебных застолий можно привести одно из свадебное меню конца 50-х., рассчитанное на 25-26 гостей: «1. Соленые огурцы, помидоры, грибы; 2. Свежие овощи; 3. Винегрет; 4. Сельдь (1 кг); 5. Вареная колбаса (2 кг); 6. Студень (ок. 3 кг); 7. Сыр (1 кг); 8. Блины; 9. Тушеный картофель со свининой; 10. Тушеные кролики с рисом (4 шт.); 11. Голубцы с мясом и рисом (25 шт.); 12. Котлеты с картофельным пюре (25 шт.); 13. Пирожки с мясом (40 шт.); 14. Пирог сладкий (2 шт.); 15. Яблоки, груши, виноград; 16. Водка (7 л.); 17. Вино крепленое (5 л); 18. Чай».
Закуска, как видно из меню, была вполне сытная, но довольно-таки скромная, без затей. А выпивка, напротив, очень обильная. На каждого гостя в среднем приходилось по 0,5 л спиртного. Причем, все это елось и пилось в домашних условиях. Закатывать пышные свадьбы в ресторанах в те годы горожане даже не мечтали.
Создание многочисленных дворцов бракосочетаний и реформа органов ЗАГС были обусловлены не только желанием власти гуманизировать советский свадебный ритуал, эти действия еще носили идеологический и политический характер. Как и в 20-е годы, большая роль в процессе воспитания молодежи в духе коллективизма и товарищества отводилась комсомолу. Идеологи от власти искренне считали, что создавая новые семейные праздники и обряды, основой которых являлась коммунистическая мораль и этика, они тем самым наносили мощный удар по старым религиозным традициям, воспитывая людей в духе марксистско-ленинских идей и коллективизма. svadba50-5В докладе ЦК ВЛКСМ XIII съезду 1958 года отмечалось, что в плане проведения брачного ритуала стало все упрощено. И что уже назрела необходимость создания своих собственных свадебных обрядов. Такое значимое торжество как свадьба должно навсегда оставаться в памяти молодых. Было выдвинуто предложение вернуться к ритуалу ношения обручального кольца. Причем подчеркивалось, что в этом нет ничего религиозного, а это лишь «память и знак для других», свидетельствующий о том, что человек женат. Далее предлагалось, чтобы во время бракосочетания «молодожены давали торжественное обязательство честно нести супружеские обязанности», выдаваемые ЗАГСом свидетельства о браке были красивыми и памятными, а помещения для церемонии были хорошо обставлены и благоустроены.
Эти идеи, по сути, и предопределили открытие к началу 60-х годов парадных и красивых Дворцов Бракосочетаний. Продолжение следует…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий