Часть 3. Советский брак 1960-х — 80-х гг
Брачная церемония
«Религия дает человеку идеал. Человеку нужен идеал, но человеческий,
соответствующий природе, а не сверхъестественный» (В. Ленин)
До конца 50-х годов свадьбы советских людей проводились очень скромно. И это неудивительно… В тот период народу было не до пышных праздников и застолий. В 40-50 гг нашей стране пришлось пережить Великую Отечественную, голод, разруху, колоссальные человеческие потери и тяжелый период послевоенного восстановления. Это требовало от общества огромного напряжения энергии и сил.
В начале 60-х вновь назрела потребность в возрождении торжественных брачных ритуалов и традиций закатывать «пир на весь мир». Это наглядно показал соцопрос 1961-1962 гг. Проведение пышных свадебных торжеств теперь становится традиционной практикой в городской среде. Власть вынуждена была считаться с изменениями настроений в обществе, которое настоятельно требовало усиления торжественности ритуала и выработки СВОИХ обрядов. По всей стране начинают создаваться Дворцы бракосочетаний. Сначала в Ленинграде (1959), потом в Москве, Киеве и других городах. К началу 70-х таких «дворцов счастья» в СССР насчитывается уже до 600.
С появлением Дворцов бракосочетаний начала формироваться СИСТЕМА НОВОГО БРАЧНОГО РИТУАЛА. Теперь зарегистрировать брак можно было только по специальным приглашениям, которые выдавались в ЗАГСах. Если человек вступал в брак во второй раз, такие разрешения в 60-е годы уже не выдавались. Вступление в брак воспринималось парой как чрезвычайно ответственное событие — друг перед другом, перед родителями и перед государством.
С начала 60-х новобрачным стали предоставляться кратковременные отпуска без сохранения заработной платы для проведения свадебного торжества. Теперь молодым давался испытательный срок, отделяющий дату подачи заявления от даты регистрации. Он составлял ровно 1 месяц. За это время молодые должны были еще раз пройти проверку своих чувств, испытать их на прочность. Это в определенной степени напоминало религиозный обряд оглашения и способствовало расширению гласности ритуала бракосочетания. В 70-е-80-е испытательный срок удлинился. Теперь брак регистрировался только по истечении 2-3 месяцев после подачи заявления в ЗАГС.
На свадьбу стало принято приглашать множество гостей. В качестве приглашений предварительно заказывались в типографии или покупались в магазинах красивые свадебные открытки. При заключении брака невесту наряжали в белое платье с фатой, а униформой жениха становился черный костюм с белой рубашкой и галстуком. Их либо шили, либо покупали в свадебных салонах.
Брачный ритуал 60-80-х годов теперь проводился с особой пышностью на фоне парадных интерьеров новых ЗАГСов. А в свадебную церемонию, наконец, вернулась ее прежняя атрибутика: обмен кольцами, цветы, нарядное белое платье невесты и жениха.
Как это происходило.…Ко Дворцу бракосочетаний подъезжали свадебные кортежи, из свадебной машины выпархивали счастливые жених и невеста с цветами в руках и со свидетелями и многочисленными гостями поднимались по мраморной красивой лестнице ЗАГСа, устланной мягким ковром в сторону Зала бракосочетаний. В Зал новобрачные входили под торжественный свадебный марш Мендельсона, становились напротив стола для регистрации, где заслушивали торжественную речь работника ЗАГСа, и, выражая согласие вступить в брак, обменивались кольцами. Во время проведения ритуала теперь звучала обязательная фраза: «А теперь в знак любви и верности обменяйтесь кольцами». А затем, подходили к регистрационному столу и ставили свои подписи в книге ЗАГСа. И работник ЗАГСа торжественно вручал им свидетельство о браке. Рядом с молодоженами во время проведения брачной церемонии должны были находиться их свидетели. В креслах (или стоя, чуть поодаль) располагались родственники, ближе к входу — часть гостей. После церемонии новобрачные с гостями отправлялись в парадную гостиную Дворца бракосочетания и выпивали по случаю торжественного события шампанское, где им желали счастья и благополучия.
Повсеместно в города стали возвращаться прежние православно-патриархальные свадебные традиции и обряды, до того сохранившиеся лишь в деревнях и селах. В том числе и такой замечательный обычай, как родительское благословение молодым, без которого в старину даже не венчали в церкви. Самое первое благословение пара получала в доме невесты накануне посещения ЗАГСа или венчания. Второе – перед домом жениха или перед банкетным залом после регистрации брака или венчания. Если у кого-то из молодых родителей уже не было в живых, тогда пара отправлялась на кладбище для получения символического благословления от родных.
В период развития свадебной индустрии 60-70-х появилось немалое количество и новых обрядов. В честь свадьбы вручались сертификаты новой семьи, ключ от семейного счастья, медаль «Совет да любовь». Иногда проводилась ритуальная посадка дерева в знак создания новой семьи или торжественно открывалась аллея молодоженов. Благодаря такой традиции в некоторых городах создавались парки семейного счастья.
В это же самое время появилось такое явление, как «свадебная прогулка», когда после регистрации молодые с гостями отправлялись к памятнику Ленина, к Вечному огню или к памятнику Неизвестному солдату для возложения цветов и для фото на память…
Высшим «пилотажем» считалось снять на свадьбу «Чайку», на кузове которой располагали по два золотых кольца, а на флагштоках — разноцветные флажки, эмблемы юности и счастья. Но чаще всего это была белая «Волга», украшенная атласными лентами, цветами и воздушными шарами. На капот свадебной машины водружали наряженных в жениха и невесту медведей или куклу в свадебном наряде. Кукла на машине, так же, как когда-то и русская упряжка лошадей, считалась символом плодородия. А свадебные кортежи, вообще, имели тайный мистический смысл… Считалось, что они отгоняют от новобрачных злых духов. Следовательно…, чем длиннее свадебный поезд – тем сильнее защита. При этом ни одно торжество не обходилось без свадебного фотографа, который должен был снимать молодых во время проведения брачной церемонии, а также делать групповые фото жениха и невесты, родственников, шаферов и гостей. Фотографии самих гуляний и застолий в 60-е почти не делали, такая традиция зародилась ближе к 70-80-м годам, в период повального увлечения фотографией. Самым популярным среди советских людей был фотоаппарат «Смена».
У тех же, кто не привык к слепому следованию предписаниям, такая свадебная церемония не могла не вызывать раздражения. Один ленинградский поэт-шестидесятник Дмитрий Бобышев, вспоминая свою брачную церемонию, называл это испытанием «пышной пошлостью». А встречались и такие, кто сознательно отказывался от соблюдения новой обрядности: либо из соображений практичности, либо из желания избежать тягостного официоза. В таких случаях на бракосочетание жених и невеста надевали то, что им было больше по душе (безусловно, только в рамках приличия).
Идеологи от власти делали все возможное, чтобы освободить брачную церемонию от элементов религиозности, при этом, не затрагивая надлежащей ей торжественности. И они в этом хорошо преуспели… Поколение молодых людей 60-х теперь воспринимало обручальные кольца как данность, не приписывая им каких-либо религиозных свойств. Хотя, где-то на подсознательном уровне, все же, воспринимало обмен кольцами как некую магию, скрытую в них.
Нормой 60-80-х годов становится следующая модель оформления брачных отношений: сначала молодые подавали заявление в ЗАГС, накупали разных вещей в Салонах для новобрачных (наряды для свадьбы, «приданое»), затем, при красивом антураже, регистрировались во Дворце бракосочетаний, а потом с родственниками и гостями отправлялись в какой-нибудь ресторан или кафе, где весело и широко отмечали свою свадьбу.
Изменения в процедуре оформления браков в 60-х годы
С 1962 года государство установило жесткий контроль над венчаниями и другими церковными ритуалами. Если жених и невеста все же решались на такой обряд, то паре приходилось в обязательном порядке регистрироваться в специальных журналах, а затем информация передавалась в районные советы, комитет КПСС и ВЛКСМ. И почти всегда это влекло за собой партийные и комсомольские взыскания.
В феврале 64-го года Совмин РСФСР принимает постановление: «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». В этом документе указывалось, что органы власти и управления должны создать ЗАГСам надлежащие условия для возможности внедрения новых гражданских обрядов путем выделения для них благоустроенных красивых зданий типа Дворцов и Домов культуры, клубов, залов заседаний, и даже театров. С этой целью государством также предусматривалось в проектах планировки и застройки городов строительство Дворцов бракосочетаний.
И подытожил изменения в процедуре заключения браков новый брачно-семейный кодекс 1969 года. В нем указывалось, что заключение брака теперь должно проводиться торжественно, а ЗАГСы должны обеспечивать соответствующую брачному ритуалу торжественную обстановку «при согласии на это лиц, вступающих в брак». Таким образом, этот кодекс ввел новые традиции в систему нормативных предписаний. А это, в ситуации юридической неправомочности церковного брака, автоматически сужало степень личной свободы.
Развитие брачной индустрии
Усиление парадности советского ритуала бракосочетания вынудило государственные структуры заняться налаживанием торговли товарами для свадебных торжеств. Так, летом 1961 года, в Ленинграде, был открыт первый Салон для новобрачных с поэтическим названием «Весна». Попасть в салон можно было только по талонам, которые выдавали в районных ЗАГСах и Дворцах бракосочетания при подаче заявления о желании вступить в брак. Будущим молодоженам предоставлялась возможность купить не только свадебные наряды, обувь и свадебные кольца, но и многие вещи, которых не было в свободной продаже. Платья для невесты (из шелка, атласа и тафты) предпочитали заказывать в ателье, а наряд для жениха, чаще всего, приобретали в Салоне для новобрачных. Приличный отечественный мужской костюм найти там было несложно…
Свадебные платья были незамысловатого покроя, с небольшим количеством отделки и деталей и скромная фата. Зачастую советские невесты преспокойно обходились без такого интересного аксессуара как «перчатки невесты». Они почему-то были не очень актуальны тогда. В обуви советские новобрачные отдавали предпочтение эстетически более привлекательным и качественным моделям из Польши и Чехословакии.
Какой вид имел костюм для новобрачных в тот период можно себе представить, если посмотреть фильм, отразивших это событие. Например, в знаменитой комедии Г. Данелия «Я шагаю по Москве» (1963) юная новобрачная Света предстает перед нами в пышном наряде с фатой. А одной из важнейших сцен в этом фильме становится покупка наряда для будущего жениха. Выбирая костюм, герои шутят по поводу того, куда в таком костюме можно будет потом пойти: «На работу ходить….и в театр прилично. И в гроб можно».
Обручальные кольца для свадебного бракосочетания в 70-80-е можно было приобрести за 120 — 150 рублей. По тем временам это была немалая сумма, она равнялась среднемесячному окладу среднестатистического советского работника. В 1963-м году в знаменитом измайловском гастрономе «Стрела» был открыт специальный отдел – для обслуживания молодоженов, где можно было по талонам ЗАГСа приобрести продукты для свадебного стола. В 1964 году в Ленинграде открылся второй Салон для новобрачных.
К сожалению, одновременно с появлением такого новшества как пригласительный талон, в эпоху тотального дефицита, возникла и мошенническая бытовая практика, когда люди шли в ЗАГС подавать заявление только лишь для того, чтобы получив талончик в «Весну», затем приобрести какие-нибудь редкие легкопромышленные товары. Естественно до свадьбы дело не доходило. А в 70-е, и, особенно, в самые дефицитные 80-е, за право получения талончиков между родственниками нередко разгорались настоящие баталии. Поэтому наш народ разработал такую схему доступа к товарам: пара подавала заявления сразу в два ЗАГСа, в каждом их них они получали вожделенные свадебные талоны. Один талончик использовался для свадебных нужд. А по-другому родственники приобретали что-то для себя. Для современного молодого человека подобные манипуляции, наверное, малопонятны. Сейчас на прилавках магазинов (или в и-нете) можно найти и купить все, что только душа пожелает, были бы только деньги. Организацию и проведение свадебных торжеств могут взять на себя специальные агентства. Кортежи сплошь состоят из красивых «иномарок». А, при желании и возможности, можно даже взять в аренду роскошный белый лимузин. В самих ЗАГСах уже нет очередей и «спасительных» пригласительных талончиков.
С 70-х появляется такое понятие как «СВАДЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» — на работе или в учебном заведении новой семье вручалась путевка в советскую столицу Москву или по памятным городам страны. Также молодые семьи получили от государства льготы на бесплатное жилье.
Свадебные гуляния
В 60-е появляется непривычная доселе практика проведения свадебных банкетов в столовых, кафе и ресторанах. Новая традиция для многих советских людей была финансово неподъемной, поэтому приходилось как-то выкручиваться из ситуации и договариваться с работниками ресторана, чтобы разрешили приносить на застолье свое спиртное (в основном это была водка), дефицитные консервы, а также некоторые из заранее приготовленных блюд. Документально эту практику подтвердить не представляется возможным, но зато о ней хорошо помнят наши мамы и наши бабушки. Консервы и алкоголь, обычно, закупались в магазинах задолго до свадьбы.
Деревенские свадьбы справлялись с особой широтой. Если городские тогда собирали в среднем от 25 до 50 гостей, то на сельских иногда гуляла вся деревня: гостей такая разудалая свадьба могла насчитывать до 100, а то и 200 человек. «Пиры» проходили во дворах частных домов. Стулья для праздника и недостающую часть посуды «реквизировали» у соседей. Продолжительность свадебных застолий составляла от одного до двух дней. Народ на таких свадьбах гулял долго и «от души» с песнями и плясками, под музыку развеселых гармонистов и баянистов. Еды было «море», вино «текло рекой». Благо, возможности к этому располагали… Поменьше было проблем с продуктами.
ЗАЛЫ СВАДЕБНЫХ ТОРЖЕСТВ. Во второй половине 70-х начинают открываться залы свадебных торжеств. Первый такой зал был оборудован в Ленинграде в 1975 году фирмой «Невские зори», которая полностью брала на себя организацию свадебного застолья. Для проведения мероприятия была создана целая группа — массовики-затейники, чтецы, певцы, кукольники, был свой оркестр и своя собственная киногруппа.
КОМСОМОЛЬСКИЕ СВАДЬБЫ. В 70-80-е годы проводились и «комсомольские свадьбы», которые собирались в сельских клубах. Но, по наблюдениям специалистов свадебного обряда, они не стали распространенным явлением в стране. Обряд проводился следующим образом – сначала молодых поздравляли председатель колхоза и парторг, а затем от имени колхоза новобрачным торжественно вручались подарки, происходил обмен кольцами, готовился стол, все происходящее запечатлевалось на фото, а затем информация об этом событии размещалась в местной газете.
БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ СВАДЬБЫ. В 80-е, в период начала горбачевской компании борьбы за трезвость, получили распространение «безалкогольные свадьбы», на столах которых вместо советского шампанского стоял популярный в те годы напиток «крюшон». Ситуация эта была в большей степени вынужденная, т.к. достать водку в то время можно было только по «великому» блату.
В 70-е годы на городские свадьбы начинают приглашать группы музыкантов, но по тем временам это было очень дорогим удовольствием. К середине 80-х «живую музыку» начинает «вытеснять» магнитофон. Еще одной особенностью свадеб было приглашение тамады. Найти хорошего тамаду в ту пору представлялось большой проблемой.. Да и где же найти такого, и «разудалого и развеселого», но, при этом, чтобы он был способен довести свою работу до конца, не уткнувшись до окончания празднества «мордой в салат»?
Молодым на свадьбу дарили деньги и подарки, нужную в хозяйстве утварь, «девичье приданое» и т.д. А иногда, на подносе, родные преподносили новобрачным перевязанные ленточками ключи от квартиры или от машины. Вот радости-то было молодым!!!
В 80-е возрождается еще одна хорошая традиция — встречать хлебом с солью молодых. Жених и невеста отламывали по кусочку от каравая, и, макая в соль, съедали. А оставшимся хлебом — угощали гостей. Все это сопровождалось песнями, танцами, шутками и «прибаутками». Дорогу новобрачным устилали цветами, посыпали рисом или мелкими монетками.
ОБРЯД ВЫКУПА. Не потерял своей актуальности и обряд выкупа. Наиболее распространенный из них — обряд выкупа невесты (испытание для жениха, накануне похода в ЗАГС), а также традиция похищения туфельки с ножки невесты (испытание для свидетеля жениха), которое происходило в разгар свадебного веселья. Когда туфелька находилась, свидетель отдавал ее жениху, и тот, поставив в нее бокал с шампанским, осушал его до дна. Гости во время происходящего громко и весело смеялись, подзадоривая жениха словами: «Пей до дна! Пей до дна!». Эта традиция сохранилась и по сей день, являясь главной «изюминкой» практически каждого российского свадебного застолья.
У мусульман тоже есть замечательный древний предсвадебный обряд выкупа невесты у ее родни, который носит название «калым», По своей сути — это обряд сватовства (как и обряд «приданого» среди православных христиан) является своего рода материальным вкладом двух родов в имущество зарождающейся новой семьи. Коммунистической властью этот обряд не особо приветствовался, так как считалось, что этот обряд ущемляет права более бедных мужчин. В стародавние времена калым был распространен у многих народов мира (в Средней Азии, в Сибири и на Кавказе). К счастью, этот красивый обычай сохранился и по сей день.
Современный брачный ритуал сейчас мало отличается от ритуала советской эпохи, изменился лишь антураж. Обряд стал проводиться с большей помпезностью и великолепием. Но суть осталась прежней. Люди сочетаются браком в знак любви и желания прожить вместе всю свою жизнь.
В настоящее время законодательство РФ признает только гражданский брак. Обряд венчания в церкви осуществляется уже после вступления в официальный брак.
Интересно, много нужной информации)