Отношение к семье и браку в советское время. Часть 3

svadba60-4Предыдущая часть

Часть 3. Советский брак 1960-х — 80-х гг
Брачная церемония

«Религия дает человеку идеал. Человеку нужен идеал, но человеческий,
соответствующий природе, а не сверхъестественный» (В. Ленин)

До конца 50-х годов свадьбы советских людей проводились очень скромно. И это неудивительно… В тот период народу было не до пышных праздников и застолий. В 40-50 гг нашей стране пришлось пережить Великую Отечественную, голод, разруху, колоссальные человеческие потери и тяжелый период послевоенного восстановления. Это требовало от общества огромного напряжения энергии и сил.
В начале 60-х вновь назрела потребность в возрождении торжественных брачных ритуалов и традиций закатывать «пир на весь мир». Это наглядно показал соцопрос 1961-1962 гг. Проведение пышных свадебных торжеств теперь становится традиционной практикой в городской среде. Власть вынуждена была считаться с изменениями настроений в обществе, которое настоятельно требовало усиления торжественности ритуала и выработки СВОИХ обрядов. По всей стране начинают создаваться Дворцы бракосочетаний. Сначала в Ленинграде (1959), потом в Москве, Киеве и других городах. К началу 70-х таких «дворцов счастья» в СССР насчитывается уже до 600.
svadba60-5С появлением Дворцов бракосочетаний начала формироваться СИСТЕМА НОВОГО БРАЧНОГО РИТУАЛА. Теперь зарегистрировать брак можно было только по специальным приглашениям, которые выдавались в ЗАГСах. Если человек вступал в брак во второй раз, такие разрешения в 60-е годы уже не выдавались. Вступление в брак воспринималось парой как чрезвычайно ответственное событие — друг перед другом, перед родителями и перед государством.
С начала 60-х новобрачным стали предоставляться кратковременные отпуска без сохранения заработной платы для проведения свадебного торжества. Теперь молодым давался испытательный срок, отделяющий дату подачи заявления от даты регистрации. Он составлял ровно 1 месяц. За это время молодые должны были еще раз пройти проверку своих чувств, испытать их на прочность. Это в определенной степени напоминало религиозный обряд оглашения и способствовало расширению гласности ритуала бракосочетания. В 70-е-80-е испытательный срок удлинился. Теперь брак регистрировался только по истечении 2-3 месяцев после подачи заявления в ЗАГС.
На свадьбу стало принято приглашать множество гостей. В качестве приглашений предварительно заказывались в типографии или покупались в магазинах красивые свадебные открытки. При заключении брака невесту наряжали в белое платье с фатой, а униформой жениха становился черный костюм с белой рубашкой и галстуком. Их либо шили, либо покупали в свадебных салонах.
Брачный ритуал 60-80-х годов теперь проводился с особой пышностью на фоне парадных интерьеров новых ЗАГСов. А в свадебную церемонию, наконец, вернулась ее прежняя атрибутика: обмен кольцами, цветы, нарядное белое платье невесты и жениха.
svadba60-2Как это происходило.…Ко Дворцу бракосочетаний подъезжали свадебные кортежи, из свадебной машины выпархивали счастливые жених и невеста с цветами в руках и со свидетелями и многочисленными гостями поднимались по мраморной красивой лестнице ЗАГСа, устланной мягким ковром в сторону Зала бракосочетаний. В Зал новобрачные входили под торжественный свадебный марш Мендельсона, становились напротив стола для регистрации, где заслушивали торжественную речь работника ЗАГСа, и, выражая согласие вступить в брак, обменивались кольцами. Во время проведения ритуала теперь звучала обязательная фраза: «А теперь в знак любви и верности обменяйтесь кольцами». А затем, подходили к регистрационному столу и ставили свои подписи в книге ЗАГСа. И работник ЗАГСа торжественно вручал им свидетельство о браке. Рядом с молодоженами во время проведения брачной церемонии должны были находиться их свидетели. В креслах (или стоя, чуть поодаль) располагались родственники, ближе к входу — часть гостей. После церемонии новобрачные с гостями отправлялись в парадную гостиную Дворца бракосочетания и выпивали по случаю торжественного события шампанское, где им желали счастья и благополучия.
svadba60-6Повсеместно в города стали возвращаться прежние православно-патриархальные свадебные традиции и обряды, до того сохранившиеся лишь в деревнях и селах. В том числе и такой замечательный обычай, как родительское благословение молодым, без которого в старину даже не венчали в церкви. Самое первое благословение пара получала в доме невесты накануне посещения ЗАГСа или венчания. Второе – перед домом жениха или перед банкетным залом после регистрации брака или венчания. Если у кого-то из молодых родителей уже не было в живых, тогда пара отправлялась на кладбище для получения символического благословления от родных.
В период развития свадебной индустрии 60-70-х появилось немалое количество и новых обрядов. В честь свадьбы вручались сертификаты новой семьи, ключ от семейного счастья, медаль «Совет да любовь». Иногда проводилась ритуальная посадка дерева в знак создания новой семьи или торжественно открывалась аллея молодоженов. Благодаря такой традиции в некоторых городах создавались парки семейного счастья.
В это же самое время появилось такое явление, как «свадебная прогулка», когда после регистрации молодые с гостями отправлялись к памятнику Ленина, к Вечному огню или к памятнику Неизвестному солдату для возложения цветов и для фото на память…
Высшим «пилотажем» считалось снять на свадьбу «Чайку», на кузове которой располагали по два золотых кольца, а на флагштоках — разноцветные флажки, эмблемы юности и счастья. Но чаще всего это была белая «Волга», украшенная атласными лентами, цветами и воздушными шарами. На капот свадебной машины водружали наряженных в жениха и невесту медведей или куклу в свадебном наряде. Кукла на машине, так же, как когда-то и русская упряжка лошадей, считалась символом плодородия. А свадебные кортежи, вообще, имели тайный мистический смысл… Считалось, что ониsvadba60-3 отгоняют от новобрачных злых духов. Следовательно…, чем длиннее свадебный поезд – тем сильнее защита. При этом ни одно торжество не обходилось без свадебного фотографа, который должен был снимать молодых во время проведения брачной церемонии, а также делать групповые фото жениха и невесты, родственников, шаферов и гостей. Фотографии самих гуляний и застолий в 60-е почти не делали, такая традиция зародилась ближе к 70-80-м годам, в период повального увлечения фотографией. Самым популярным среди советских людей был фотоаппарат «Смена».
У тех же, кто не привык к слепому следованию предписаниям, такая свадебная церемония не могла не вызывать раздражения. Один ленинградский поэт-шестидесятник Дмитрий Бобышев, вспоминая свою брачную церемонию, называл это испытанием «пышной пошлостью». А встречались и такие, кто сознательно отказывался от соблюдения новой обрядности: либо из соображений практичности, либо из желания избежать тягостного официоза. В таких случаях на бракосочетание жених и невеста надевали то, что им было больше по душе (безусловно, только в рамках приличия).
Идеологи от власти делали все возможное, чтобы освободить брачную церемонию от элементов религиозности, при этом, не затрагивая надлежащей ей торжественности. И они в этом хорошо преуспели… Поколение молодых людей 60-х теперь воспринимало обручальные кольца как данность, не приписывая им каких-либо религиозных свойств. Хотя, где-то на подсознательном уровне, все же, воспринимало обмен кольцами как некую магию, скрытую в них.

svadba60-13Нормой 60-80-х годов становится следующая модель оформления брачных отношений: сначала молодые подавали заявление в ЗАГС, накупали разных вещей в Салонах для новобрачных (наряды для свадьбы, «приданое»), затем, при красивом антураже, регистрировались во Дворце бракосочетаний, а потом с родственниками и гостями отправлялись в какой-нибудь ресторан или кафе, где весело и широко отмечали свою свадьбу.

Изменения в процедуре оформления браков в 60-х годы
С 1962 года государство установило жесткий контроль над венчаниями и другими церковными ритуалами. Если жених и невеста все же решались на такой обряд, то паре приходилось в обязательном порядке регистрироваться в специальных журналах, а затем информация передавалась в районные советы, комитет КПСС и ВЛКСМ. И почти всегда это влекло за собой партийные и комсомольские взыскания.
В феврале 64-го года Совмин РСФСР принимает постановление: «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». В этом документе указывалось, что органы власти и управления должны создать ЗАГСам надлежащие условия для возможности внедрения новых гражданских обрядов путем выделения для них благоустроенных красивых зданий типа Дворцов и Домов культуры, клубов, залов заседаний, и даже театров. С этой целью государством также предусматривалось в проектах планировки и застройки городов строительство Дворцов бракосочетаний.
И подытожил изменения в процедуре заключения браков новый брачно-семейный кодекс 1969 года. В нем указывалось, что заключение брака теперь должно проводиться торжественно, а ЗАГСы должны обеспечивать соответствующую брачному ритуалу торжественную обстановку «при согласии на это лиц, вступающих в брак». Таким образом, этот кодекс ввел новые традиции в систему нормативных предписаний. А это, в ситуации юридической неправомочности церковного брака, автоматически сужало степень личной свободы.

svadba60-1Развитие брачной индустрии
Усиление парадности советского ритуала бракосочетания вынудило государственные структуры заняться налаживанием торговли товарами для свадебных торжеств. Так, летом 1961 года, в Ленинграде, был открыт первый Салон для новобрачных с поэтическим названием «Весна». Попасть в салон можно было только по талонам, которые выдавали в районных ЗАГСах и Дворцах бракосочетания при подаче заявления о желании вступить в брак. Будущим молодоженам предоставлялась возможность купить не только свадебные наряды, обувь и свадебные кольца, но и многие вещи, которых не было в свободной продаже. Платья для невесты (из шелка, атласа и тафты) предпочитали заказывать в ателье, а наряд для жениха, чаще всего, приобретали в Салоне для новобрачных. Приличный отечественный мужской костюм найти там было несложно…
svadba60-9Свадебные платья были незамысловатого покроя, с небольшим количеством отделки и деталей и скромная фата. Зачастую советские невесты преспокойно обходились без такого интересного аксессуара как «перчатки невесты». Они почему-то были не очень актуальны тогда. В обуви советские новобрачные отдавали предпочтение эстетически более привлекательным и качественным моделям из Польши и Чехословакии.
Какой вид имел костюм для новобрачных в тот период можно себе представить, если посмотреть фильм, отразивших это событие. Например, в знаменитой комедии Г. Данелия «Я шагаю по Москве» (1963) юная новобрачная Света предстает перед нами в пышном наряде с фатой. А одной из важнейших сцен в этом фильме становится покупка наряда для будущего жениха. Выбирая костюм, герои шутят по поводу того, куда в таком костюме можно будет потом пойти: «На работу ходить….и в театр прилично. И в гроб можно».
svadba60-7Обручальные кольца для свадебного бракосочетания в 70-80-е можно было приобрести за 120 — 150 рублей. По тем временам это была немалая сумма, она равнялась среднемесячному окладу среднестатистического советского работника. В 1963-м году в знаменитом измайловском гастрономе «Стрела» был открыт специальный отдел – для обслуживания молодоженов, где можно было по талонам ЗАГСа приобрести продукты для свадебного стола. В 1964 году в Ленинграде открылся второй Салон для новобрачных.
svadba60-14К сожалению, одновременно с появлением такого новшества как пригласительный талон, в эпоху тотального дефицита, возникла и мошенническая бытовая практика, когда люди шли в ЗАГС подавать заявление только лишь для того, чтобы получив талончик в «Весну», затем приобрести какие-нибудь редкие легкопромышленные товары. Естественно до свадьбы дело не доходило. А в 70-е, и, особенно, в самые дефицитные 80-е, за право получения талончиков между родственниками нередко разгорались настоящие баталии. Поэтому наш народ разработал такую схему доступа к товарам: пара подавала заявления сразу в два ЗАГСа, в каждом их них они получали вожделенные свадебные талоны. Один талончик использовался для свадебных нужд. А по-другому родственники приобретали что-то для себя. Для современного молодого человека подобные манипуляции, наверное, малопонятны. Сейчас на прилавках магазинов (или в и-нете) можно найти и купить все, что только душа пожелает, были бы только деньги. Организацию и проведение свадебных торжеств могут взять на себя специальные агентства. Кортежи сплошь состоят из красивых «иномарок». А, при желании и возможности, можно даже взять в аренду роскошный белый лимузин. В самих ЗАГСах уже нет очередей и «спасительных» пригласительных талончиков.
С 70-х появляется такое понятие как «СВАДЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» — на работе или в учебном заведении новой семье вручалась путевка в советскую столицу Москву или по памятным городам страны. Также молодые семьи получили от государства льготы на бесплатное жилье.

svadba60-10Свадебные гуляния
В 60-е появляется непривычная доселе практика проведения свадебных банкетов в столовых, кафе и ресторанах. Новая традиция для многих советских людей была финансово неподъемной, поэтому приходилось как-то выкручиваться из ситуации и договариваться с работниками ресторана, чтобы разрешили приносить на застолье свое спиртное (в основном это была водка), дефицитные консервы, а также некоторые из заранее приготовленных блюд. Документально эту практику подтвердить не представляется возможным, но зато о ней хорошо помнят наши мамы и наши бабушки. Консервы и алкоголь, обычно, закупались в магазинах задолго до свадьбы.
svadba60-11Деревенские свадьбы справлялись с особой широтой. Если городские тогда собирали в среднем от 25 до 50 гостей, то на сельских иногда гуляла вся деревня: гостей такая разудалая свадьба могла насчитывать до 100, а то и 200 человек. «Пиры» проходили во дворах частных домов. Стулья для праздника и недостающую часть посуды «реквизировали» у соседей. Продолжительность свадебных застолий составляла от одного до двух дней. Народ на таких свадьбах гулял долго и «от души» с песнями и плясками, под музыку развеселых гармонистов и баянистов. Еды было «море», вино «текло рекой». Благо, возможности к этому располагали… Поменьше было проблем с продуктами.
ЗАЛЫ СВАДЕБНЫХ ТОРЖЕСТВ. Во второй половине 70-х начинают открываться залы свадебных торжеств. Первый такой зал был оборудован в Ленинграде в 1975 году фирмой «Невские зори», которая полностью брала на себя организацию свадебного застолья. Для проведения мероприятия была создана целая группа — массовики-затейники, чтецы, певцы, кукольники, был свой оркестр и своя собственная киногруппа.
svadba60-16КОМСОМОЛЬСКИЕ СВАДЬБЫ. В 70-80-е годы проводились и «комсомольские свадьбы», которые собирались в сельских клубах. Но, по наблюдениям специалистов свадебного обряда, они не стали распространенным явлением в стране. Обряд проводился следующим образом – сначала молодых поздравляли председатель колхоза и парторг, а затем от имени колхоза новобрачным торжественно вручались подарки, происходил обмен кольцами, готовился стол, все происходящее запечатлевалось на фото, а затем информация об этом событии размещалась в местной газете.
БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ СВАДЬБЫ. В 80-е, в период начала горбачевской компании борьбы за трезвость, получили распространение «безалкогольные свадьбы», на столах которых вместо советского шампанского стоял популярный в те годы напиток «крюшон». Ситуация эта была в большей степени вынужденная, т.к. достать водку в то время можно было только по «великому» блату.
В 70-е годы на городские свадьбы начинают приглашать группы музыкантов, но по тем временам это было очень дорогим удовольствием. К середине 80-х «живую музыку» начинает «вытеснять» магнитофон. Еще одной особенностью свадеб было приглашение тамады. Найти хорошего тамаду в ту пору представлялось большой проблемой.. Да и где же найти такого, и «разудалого и развеселого», но, при этом, чтобы он был способен довести свою работу до конца, не уткнувшись до окончания празднества «мордой в салат»?
Молодым на свадьбу дарили деньги и подарки, нужную в хозяйстве утварь, «девичье приданое» и т.д. А иногда, на подносе, родные преподносили новобрачным перевязанные ленточками ключи от квартиры или от машины. Вот радости-то было молодым!!!
svadba60-8В 80-е возрождается еще одна хорошая традиция — встречать хлебом с солью молодых. Жених и невеста отламывали по кусочку от каравая, и, макая в соль, съедали. А оставшимся хлебом — угощали гостей. Все это сопровождалось песнями, танцами, шутками и «прибаутками». Дорогу новобрачным устилали цветами, посыпали рисом или мелкими монетками.
ОБРЯД ВЫКУПА. Не потерял своей актуальности и обряд выкупа. Наиболее распространенный из них — обряд выкупа невесты (испытание для жениха, накануне похода в ЗАГС), а также традиция похищения туфельки с ножки невесты (испытание для свидетеля жениха), которое происходило в разгар свадебного веселья. Когда туфелька находилась, свидетель отдавал ее жениху, и тот, поставив в нее бокал с шампанским, осушал его до дна. Гости во время происходящего громко и весело смеялись, подзадоривая жениха словами: «Пей до дна! Пей до дна!». Эта традиция сохранилась и по сей день, являясь главной «изюминкой» практически каждого российского свадебного застолья.
svadba60-12У мусульман тоже есть замечательный древний предсвадебный обряд выкупа невесты у ее родни, который носит название «калым», По своей сути — это обряд сватовства (как и обряд «приданого» среди православных христиан) является своего рода материальным вкладом двух родов в имущество зарождающейся новой семьи. Коммунистической властью этот обряд не особо приветствовался, так как считалось, что этот обряд ущемляет права более бедных мужчин. В стародавние времена калым был распространен у многих народов мира (в Средней Азии, в Сибири и на Кавказе). К счастью, этот красивый обычай сохранился и по сей день.

svadba60-15Современный брачный ритуал сейчас мало отличается от ритуала советской эпохи, изменился лишь антураж. Обряд стал проводиться с большей помпезностью и великолепием. Но суть осталась прежней. Люди сочетаются браком в знак любви и желания прожить вместе всю свою жизнь.
В настоящее время законодательство РФ признает только гражданский брак. Обряд венчания в церкви осуществляется уже после вступления в официальный брак.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий

Добавить комментарий